Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Ad vocem

Очень устойчивое дежа-вю

Почему-то многое в нашей жизни напоминает 1998 год

Казахстанскую власть часто обвиняют в отсутствии творческой мысли. Основной аргумент: все полит­технологи, ис­поль-зуемые официальными лицами и орга-нами, уже не только давным-давно об­-ка­таны, но и устарели. Ничего нового власть изобрести не может, а потому из года в год повторяет все те же отжив-шие свой век шаблоны.

В преддверии президентских выборов у сторонников теории хронического недостатка власт­ного креатива появляются все новые доказательства. Действия властей в предвыборный период 2005 года сильно напоминают ту же ситуацию семилетней давности. Из замшелых сундуков режим извлекает изрядно посыпанные нафталином парадные кафтаны (выборы для нас всегда праздник!) и, сверяясь с засаленной, измятой и протертой до дыр бумажкой, начинает выполнять уже ставший почти ритуальным алгоритм предвыборных действий.

Во-первых, президент загодя объявляет о широкой программе демократизации. Вообще, эта тема – одна из самых популярных в выступлениях главы государства. Из года в год она перемещается из доклада в доклад. Свободы и демократии в стране тем временем становится все меньше. Предпринимаемые Н. Назарбаевым усилия, возможно, и дают какой-то эффект, однако он тут же нивелируется другими решениями главы государства или его правительства, или его парламента.

Вот, к примеру, цитата из сообщения агентства “Рейтер” за 30 сентября 1998 года: “Президент Казахстана предложил внести в Конституцию изменения, которые ограничат его широчайшие полномочия в исполнительной сфере и одновременно дадут больше власти обеим палатам парламента”.

Прошло уже целых семь лет, даже состав парламента, перед которым выступал Н. Назарбаев в тот день, сменился дважды. Однако депутаты стали еще более послушными, еще более покорными, карманными и смиренными. Самые радикальные из предложенных поправок касались мажилиса и сената.

Например, президент настаивал на упрощении избирательной системы таким образом, чтобы в выборах было легко участвовать всем партиям и людям из всех слоев общества. С той же целью предлагалось снизить или вообще отменить сборы за участие в парламентских выборах.

И что? За минувшие семь лет попал в парламент хоть один крестьянин? Рабочий? Учительница или простой врач? Слова оказались простой болтовней, так же как и озвученные в тот же день призывы приватизировать ряд принадлежащих государству СМИ, чтобы сделать их позицию более объективной.

Тем не менее определенные политические дивиденды “программа демократических реформ, которая даст новый импульс нашей истории” (Н. А. Назарбаев), принесла. Сегодня президент также вещает о плановой масштабной демократизации. “2005 год должен войти в историю как год активного продвижения политических реформ и их всенародного обсуждения”, – говорит глава государства в своем последнем Послании народу.

Второй отработанный прием – усыпление внимания населения и снижение его политизированности с помощью запудривания мозгов избирателям со сроками выборов. Как это происходит в 2005 году – все прекрасно знают.

Вопреки логике и Конституции, со всех более высоких трибун заявляется, что выборы пройдут в декабре 2006 года. Власти тем временем спешно готовятся к волеизъявлению, которое, несмотря на все слова, состоится в декабре 2005 года. То же самое было и семь лет назад.

“У нас есть Конституция, в ней четко определены сроки выборов президента – 2000 год, и давайте не будем ставить этот вопрос (о досрочных выборах)”, – сказал президент, добавив, что, поднимая эту тему, депутаты ставят его “в неловкое положение”. Видимо, чуть позже положение изменилось и стало более ловким – выборы состоялись через три с половиной месяца после этого заявления. На год раньше положенного.

Как видите, общий дух предвыборной концепции и ее риторика за прошедшие семь лет ничуть не изменились. Возможно, за эти годы страна в целом и добилась каких-то достижений. Однако приписывать их в актив действующего режима не стоит. Скорее это произошло вопреки неспособной на нестандартные решения власти.


Догнать и перегнать Азербайджан!

Что должно быть очередными задачами казахстанской власти

Генсек всех стран и народов, пятикратный обладатель Звезды Героя и просто красавец-мужчина Леонид Ильич БРЕЖНЕВ на одном из собраний республиканского партактива сказал крылатую фразу: “Широко шагает Азербайджан”. Времени с тех пор прошло немало, но фраза эта, похоже, ничуть не утратила своей крылатости и афористичности…

Пока у нас, в Казахстане, спорят о том, когда именно пройдут президентские выборы, в Азербайджане уже давно и довольно остро идут споры о том, как должны пройти выборы в парламент. При этом никто, ни власть, не оппозиция, не оспаривают того, когда они собственно пройдут. Выборы 125 депутатов парламента намечены на 6 ноября и впервые в истории независимого Азербайджана пройдут исключительно по мажоритарной системе.

Сразу скажем, что в отличие от Казахстана, где власть полностью “закрылась” и продолжает существовать от скандала к скандалу, власти Азербайджана демонстрируют хоть какие-то подвижки в сторону демо­кратии и пытаются принять законодательные решения, которые хотя и вызывают недовольство тамошней оппозиции, но на фоне законодательных инициатив казахстанского парламента в части нацбезопасности и регулирования деятельности НПО кажутся просто революционными. Так что вопрос о том, кто на самом деле хочет “революции” – оппозиция или власть – остается открытым.

На днях парламент Азербайд­жана принял поправки в Избирательный кодекс страны. Поправки были приняты практически единогласно: только семь депутатов выступили против. В числе наиболее важных поправок можно назвать положение о выдаче каждому избирателю индивидуального удостоверения сроком на пять лет, в котором будут делаться пометки при голосовании, что предотвратит возможность многократного голосования одного и того же избирателя на одних выборах и сократит возможности фальсификаций.

Согласно поправок, значительно сокращен срок объявления итогов голосования. Если раньше избирательные комиссии должны были произвести подсчет голосов в течение пяти дней, то теперь закон отводит на эти цели всего два дня!

Многие казахстанцы помнят, насколько сильно менялись итоги народного волеизъявления с момента выезда членов участковых комиссий до окружной. Создавалось впечатление, что избиркомы уже в машине успевали переписать и перепечатать протоколы – настолько кардинально менялись цифры по сравнению с теми, которые фиксировались наблюдателями. Власти Азербайджана под давлением оппозиции приняли поправки, разрешающие наблюдателям сопровождать членов участковых комиссий во время перевозки бюллетеней и протоколов в окружкомы. Невиданный для нас либерализм!

А сколько споров у нас вызывали списки избирателей? На прошедших выборах списки избирателей охранялись избиркомами почище секретов Администрации президента или КНБ, а председатели и секретари комиссий были готовы отдать свои жизни, но не допустить ознакомления наблюдателей с оными. Большинство людей даже не могли найти себя в этих списках и соответственно проголосовать, хотя мы знаем о том, что залетные “карусельщики” голосовали налево и направо без всяких списков.

В Азербайджане нашли простое и внятное решение. С целью устранения прежних проблем со списками избирателей, они теперь будут заранее размещены на сайте Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и окружных избиркомов. То есть всякий желающий сможет уточнить, есть ли он в списках, а если нет, то попросить избиркомы включить их. Элегантно и современно.

Несмотря на законодательные подвижки, азербайджан­скую оппозицию, да и международное сообщество не вдохновляет то, что власти страны сохранили практически полный контроль за процессом формирования избирательных комиссий. В настоящее время ЦИК состоит из 18 человек, из них шесть – от правительства, шесть – от оппозиции и еще шесть так называемых “нейтральных” членов, назначаемых тем не менее Милли Меджлисом, парламентом страны, подавляющее большинство которого составляют сторонники правительства. Ссылаясь на рекомендации Венецианской комиссии Совета Европы, оппозиция требует укомплектовать ЦИК равным числом представителей правительства и оппозиции.

Симптоматично и то, что в этой солнечной республике, равно как и у нас, в настоящее время идут довольно ожесточенные споры о том, будет ли “цветочная революция” или нет. Естественно, что власть во главе с президентом Алиевым это всячески отрицает, а оппозиция настаивает на исторической обреченности “семейно-кланового режима”, и в силу этого – обусловленности “оранжевой революции”.

Прогнозы – дело неблагодарное, поэтому лучшим выходом представляется дождаться итогов народного волеизъявления. Тем более, что в свое время это отрицали и Шеварднадзе, и Кучма. А президент Кыргызстана Аскар Акаев так был уверен в будущем своего режима и настолько оптимистично смотрел вперед, что буквально за месяц до своего позорного изгнания из страны даже написал целую книгу, которая была призвана этот самый “оптимизм” продемонстрировать.


Глас народа

Алматинцы вступают в борьбу за свои права

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ

Последние дни ознаменованы несколькими массовыми выражениями воли народа в лице жителей южной столицы. В начале два пикета, у городского акимата и Народного банка, показали, что горожане не будут сидеть сложа руки, когда намечается очередная “прихватизация” энергокомплекса. А на днях обитатели частного сектора, собравшись вместе, решили выступить единым фронтом против грабительского выкупа их земельных участков “под нужды города”.

Кто знает, может действительно пикетирование горожанами здания акимата привело к тому, что правительство решило выкупить алматинский энергокомплекс? По крайней мере, власти воочию убедились, что прежние их методы не срабатывают.

Так, например, в минувший понедельник, когда информация о договоре купли-продажи еще не подтвердилась, у центрального офиса Народного банка в Алматы собралось несколько десятков человек с плакатами. Несмотря на то, что представители акимата, прокуратуры и полиции не раз предупреждали пикетчиков о незаконности их собрания и угроз применения “административных мер”, люди расходиться не собирались и еще громче заявляли о своих требованиях.

Другой проблемой, волнующей многих алматинцев, является выкуп земельных частных участков якобы под нужды любимого города. Пресса не раз ее поднимала, да и некоторые политики в погоне за дешевым авторитетом клятвенно обещали разобраться в этом вопросе. Но воз, как говорится, и ныне там.

В среду в районе улиц Байтурсынова и Тимирязева собралось порядка полутора сотен местных жителей, чтобы сообща найти выход из этой проблемы. Как нам рассказала руководитель оргкомитета по созданию городского филиала движения “За справедливый Казахстан” Маржан Аспандиярова, встреча, по сути, была иници­ирована самими гражданами, которым надоело пренебрежительное отношение городских чиновников к чаяниям народа.

Когда на место встречи подъехал один из лидеров Движения Булат Абилов, люди встретили его с воодушевлением и надеждой на благоприятный исход дела. После оживленной беседы было принято решение сообща добиваться справедливости и достойной компенсации за сносимые дома.

Итогом встречи стало создание инициативной группы из местных жителей и общественных деятелей, которые будут представлять интересы всех “кинутых” акиматом алматинцев.

Основным местом предстоящей борьбы за права горожан, по замыслам организаторов, станут суды, где будут работать квалифицированные адвокаты, которых обещал привлечь
Б. Абилов. Действуя только законными методами, инициативная группа надеется добиться выкупа земли по ее рыночной стоимости. Кроме этого, пришедшие на сходку местные жители решили выразить свое недоверие нынешнему акиму Алматы Имангали Тасмагамбетову.


Электронная бомба системы Макарова

Олег АБАЕВ

Некто, назвавшийся Макаровым Борисом Александровичем, заместителем директора Федерального научно-производственного центра “Московский радиотехнический институт Российской Академии наук” (он же обладатель авторских и патентных прав на разработку “социально-безопасных, юридически значимых, прозрачных технологий гарантированного, тайного голосования”), взорвал в информационном пространстве суверенной Республики Казахстан небольшую бомбу, обладающую не громкой, но громадной поражающей силой (см. стр. 1).

Этот ни к месту дотошный ученый в переписке с “Объединенным Институтом Проблем Информатики Национальной Академии Наук Белоруссии” получил официальные заверения, что:

во-первых: ОИПИ НАН Беларуси не является разработчиком или поставщиком программно-технических средств, предъявленных в составе АИС “Сайлау” на выборах 19.09.2004 г. Поэтому ОИПИ не может нести ответственность за использование технических решений, которые попадают под действия патентов А. Морозова.

Во-вторых: реализованные в экспериментальном образце технологическая схема, структура системы, алгоритмы программ, схемы электрические и конструктивные решения являются интеллектуальной собственностью разработчика и не могут изменяться, тиражироваться или передаваться третьему лицу (т.е. ЦИКу Казахстана) без разрешения разработчика (патентообладателя).

И в-третьих: ОИПИ официально неизвестно, каким образом в дальнейшем развивались события и кому ЦИК Казахстана заказывал разработку АИС “Сайлау.

То есть поставку и тиражирование систем электронного голосования для АИС “Сайлау” ОИПИ НАН Беларуси не производил, их специалисты после октября 2003 года в Казахстан не приглашались, документации по окончательному варианту АИС “Сайлау” не получали, в испытаниях не участвовали и фактически никакой ответственности за работу этой системы не несут.

Между тем автор технологии (а уж в этом-то мы ему верим!) утверждает, что в нее элементарно вставляются “закладки”, а поскольку перед выборами их поиск не проводился, состав нынешнего мажилиса вполне мог определить, например, тов. Лукашенко.

Впрочем, на Александра Григорьевича г-н Морозов наговаривает зря – сам ведь документально убедился, что братьям-белорусам ничего (официально!) о начинке нашей системы “Сайлау” не известно.

И вообще, московский товарищ, видимо, не в курсе, что наш ЦИК (которому мы все верим, разумеется, совсем иначе, чем неведомому замдиректора из столицы одного из соседних государств) на своем официальном сайте (18 сентября-2004) все, что надо казахстанцам, прогарантировал:

“Высказывались также опасения, что применение электронного голосования позволит ЦИКу и властям установить, как голосовали те или иные избиратели. На самом деле это не так. Оборудование и программное обеспечение, используемые для электронного голосования, имеют техническую защиту от этого и соответствуют высоким международным стандартам и аналогичны тем системам, которые успешно применяются в других странах”.

Правда, высоких международных стандартов по системам электронного голосования в мире пока нет. И низких тоже нет. Есть пока только отдельные эксперименты в отдельных странах, поэтому здесь Казахстан в лидерах мирового прогресса. (США идут чуть сзади нас, а уже за нами двоими – прочие развивающиеся европы). Причем что характерно: все пробуют исключительно по-своему, поэтому наша “Сайлау” если чему-то и аналогична, так только сама себе.

Что же касается ее суверенной начинки, то бывший председатель ЦИКа г-жа Балиева все продемонстрировала общественности на специальной международной конференции перед прошлогодними выборами, где был представлен звездный набор как знаковых отечественных структур, так и солидных международных компаний.

Якобы сам макет автоматизированной системы “Сайлау” разработан экспертами Агентства по информатизации и связи, Комитета национальной безопасности, ОАО “Казахтелеком”, а реализован с участием представительств “Microsoft” и “Oracle” в Казахстане.

Правда, из выступлений выяснилось, что американская “Oracle” дала только программу для хранения данных об избирателях, а знаменитый “Microsoft” предоставил… операционную систему Windows HP. То есть – банальный стандартный продукт. Причем, по словам его представителя, основным разработчиком “Сайлау” была некая белорусская компания “Тодес”.

Что возвращает нас опять к А. Г. Лукашенко, либо к вышеназванным родным структурам.

Но дело даже не в том, чьи же все-таки “закладки” в нашей избирательной системе. Это вопрос сугубо технический, и не в нем суть. Поражающая способность информационной бомбы москвича Морозова в ином.

Чтобы понять, куда попала эта бомба, надо уяснить, в чем главная проблема предстоящих президентских выборов. А она вовсе не в результате. То, что к урнам явятся 85% избирателей, из которых 82% отдадут голоса действующему президенту, – это вопрос решенный. Проблема – как сделать такой результат убедительным на фоне того, что зловредная оппозиция (несмотря на отведенное ей четвертое место) обязательно заявит о массовых фальсификациях.

Причем если голосование будет “бумажным”, фактических доказательств нарушений на самом деле будет масса, и с этим ничего уже поделать нельзя. Вся система акимов и избиркомов десять лет на это настраивалась, и от своих привычек они не отступят. Даже если из Администрации каждый час будут идти самые грозные предупреждения.

Положение могла бы спасти именно “Сайлау”, если бы ОБСЕ и США ее хотя бы с оговорками признали. (Россия – она все равно признает, несмотря на происки обладателя 12-ти патентов).

Причем высочайшая эффективность электронного голосования именно для Администрации состоит в том, что, на самом деле, оно выдаст нужный результат даже и без всяких “закладок”. Все очень просто: любой вменяемый казахстанец, голосуя электронно, на 100% уверен, что распечатка с его штрих-кодом, фамилией и результатом голосования уже в понедельник будет лежать перед его начальством по месту работы. Тем более что всем “бюджетникам” и всему рабочему классу перед выборами дадут понять это вполне прозрачно.

В этом наш научно-технически продвинутый народ далеко обогнал непрактичных американцев. У них, по опросам, только 19% рядовых избирателей считают, что электронные системы более уязвимы перед манипуляциями, чем голосование бюллетенями. Тогда как среди специалистов-компьютерщиков в США таких 83%.

У нас же, будьте уверены, никакого разногласия в оценках между самыми продвинутыми юзерами и теми, кто не отличает монитор от дисплея, нет. Все знают: голосование через “Сайлау” – прозрачное.

Но одно дело – если это просто общенародная уверенность, и совсем другое – если сомнения в честности электронного голосования будут документально обоснованы, да еще и озвучены из других государств.

Короче – тихая бомба…

Hosted by uCoz