Швейцарский крест на Назарбаеве
Зарубежные банки перестали быть надежной гаванью для диктаторов
Недавнее предложение Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) законодательно ужесточить процедуру проверки банковских счетов высших должностных лиц и членов их семей стало поводом для очередной дискуссии о том, где предпочитают хранить свои денежные средства “первые лица” России и СНГ. Тем временем независимые источники в США обнаруживают связь между отставками лидеров государств СНГ в ходе так называемых “бархатных революций” и наличием у них банковских счетов в Штатах.
До 2001 года с эталоном надежности вкладов ассоциировались швейцарские банки. Однако когда весной 2001 года экс-управляющий делами президента России Павел Бородин был задержан в США и экстрадирован в Швейцарию по требованию местной прокуратуры, стало ясно, что Швейцария перестала быть надежной гаванью для очень богатых людей из бывшего СССР. Это стало еще более очевидным после недавнего ареста в Берне бывшего главы Минатома РФ Евгения Адамова. Причем если в 2001 году выдачи Бородина требовали швейцарцы, то теперь все наоборот – выдачи Адамова добиваются от Швейцарии американцы.
Но в обоих случаях причина задержания одна: и Бородин, и Адамов были обвинены в том, что “отмывают” деньги в швейцарских банках. По законам Швейцарии любой судья этой страны может в любой момент времени отдать приказ о предоставлении ему полной информации о состоянии счета или наложить арест на незаконные средства, если имеется достаточно доказательств, что вклад, в соответствии со швейцарским законодательством, нажит “нечестным и преступным путем”.
Несчастья, свалившиеся на Бородина и Адамова, по всей видимости, стали уроком для лидеров СНГ, которые, согласно данным из информированных источников, предпочитают держать свои средства в заокеанских банках. И хотя в 2003 году в США вступило в действие распоряжение Федеральной резервной системы “О порядке информирования ФБР и IRS (налоговой инспекции) о трансфертах из иностранных банков”, тем не менее США сегодня – единственная из стран “большой восьмерки”, которая отказывается раскрывать для партнеров информацию о внутренних банковских счетах, на которые могут поступать “грязные” деньги иностранных коррупционеров.
Согласно версии целого ряда аналитиков, та легкость, с которой за минувшие полтора года покинули свои посты президенты Грузии, Украины и Киргизии, наводит на мысль, что Шеварднадзе, Кучма и Акаев стали жертвами “банковского шантажа” со стороны Госдепартамента США.
Нетрудно предположить, что, переведя свои средства из “небезопасной” Швейцарии в “стабильную” Америку, первые лица СНГ фактически отдали свои банковские счета под бдительный надзор ЦРУ. Администрация Буша могла бы удобно использовать этот инструмент для оказания политического нажима на лидеров СНГ.
В случае с Кучмой эта версия кажется особенно близкой к истине. В американских СМИ не раз проходила информация о том, что если бы Кучма отказался допустить избрание на пост президента Виктора Ющенко, власти США были готовы арестовать заграничные банковские счета украинского лидера и его близких родственников.
Согласно тем же информированным источникам, США сегодня могут оказать аналогичное давление на президента Азербайджана Ильхама Алиева, который через своих родственников и доверенных лиц имеет счета в ведущих банках США. От молодого президента Азербайджана могут потребовать проведения “демократических выборов”, а также размещения в своей стране военных баз США. По последней информации, Буш собирается вызвать Алиева “на ковер” для “консультаций”. Причем Белый дом и ЦРУ ранее уже давали понять, что они готовы “испортить настроение” руководству Азербайджана.
Так, в ноябре 2002 года в суд Южного округа Нью-Йорка группа инвесторов подала иск против президента Азербайджана Гейдара Алиева и его сына Ильхама. Истцы обвинили президента Азербайджана в вымогательстве, рэкете и отмывании денег. В иске говорилось, что руководство Азербайджана вовлекло средства истцов в процесс приватизации под “ложными” утверждениями о том, что Государственная нефтяная компания Азербайджана будет приватизирована. После того, как инвесторы купили приватизационные чеки на десятки миллионов долларов, власти Азербайджана отказались от своих обещаний.
Пока рассматривали дело, политологи выдвигали различные прогнозы. Одни говорили о возможности ареста Алиевых, другие полагали, что они будут объявлены в розыск по линии Интерпола, третьи же считали, что если Гейдар Алиев выплатит затребованные деньги, то подтвердит, что является коррупционером. Однако в итоге Белый дом не дал хода делу, намекнув при этом официальному Баку, что это может произойти в любой момент, если режим перестанет быть “лояльным”.
Другой объект шантажа со стороны США – нынешний президент Казахстана, против которого в Америке запущена пропагандистская кампания под названием “Казахгейт”. Все началось с того, что в 2002 году южнокорейский миллионер Чой Сун засвидетельствовал в суде, что через своего подчиненного дал взятку президенту Нурсултану Назарбаеву в размере 10 миллионов долларов для продвижения своего брильянтового бизнеса на территории Казахстана.
Одновременно следственные органы кантона Женевы в Швейцарии наложили арест на счета, принадлежащие Назарбаеву, экс-премьеру Балгимбаеву, их родственникам и приближенным. Крупные суммы (более ста миллионов долларов) поступили на эти счета от американских корпораций, добывающих нефть в Казахстане.
По подозрению в том, что таким образом нефтедобывающие компании давали взятки президенту Назарбаеву и членам правительства Балгимбаева, Департамент юстиции США возбудил уголовное дело, получившее название “Казахгейт” и рассматриваемое сейчас федеральным судом в штате Нью-Йорк.
Официальное обвинение против Нурсултана Назарбаева в Швейцарии пока не выдвинуто, но это может произойти после того, как американский суд признает суммы на его счетах “нажитыми нечестным путем”. Так что судебные власти этой страны не могут потребовать задержания президента Казахстана. Но они могут вызвать его повесткой на допрос, а потом сообщить о результатах расследования в международные организации и Интерпол.
Андрей СВЕТЛОВ, “Страна.Ru”
С вещами – на выход!
В ожидании следующей “точки закипания”
В последние полтора года три “народных революции” – “оранжевая” на Украине, “революция роз” в Грузии и “революция тюльпанов” в Киргизии – потрясли существующий порядок, вызвав вопрос о том, можно ли назвать то, что происходит на территории бывшего Советского Союза, новой волной демократизации. Последние события с репрессиями в Узбекистане показали, что рядовые граждане в этой беспокойной стране, возможно, также дошли до своей “точки закипания”.
После периода усиления авторитарных режимов на территории бывшего Советского Союза граждане начали выступать против власти, в некоторых случаях свергая правителей.
Итак, что происходит в бывшем Советском Союзе? И каковы перспективы того, что последуют новые примеры “народных революций” – с учетом политических волнений в других государствах бывшего СССР, где имеют место репрессии и обнищание населения?
В Грузии, Киргизии и на Украине сопротивление народа коррумпированным и безответственным политическим лидерам привело к смене власти и вместе с тем – к появлению предпосылок для демократических реформ такого масштаба, которые не проводились в постсоветскую эпоху. В этих трех странах катализатором общественной реакции послужили серьезные нарушения на выборах, что привело к изгнанию из власти лидеров этих государств.
После распада Советского Союза надежды на то, что будет введен институт свободных и честных выборов, а также механизмы передачи власти в большинстве своем не оправдались.
Вместо этого действующие режимы проводили односторонние политические кампании, фальсифицировали выборы и увеличивали сроки пребывания президентов у власти. Деспотический контроль за экономикой и отвратительные социальные условия создали предпосылки для перемен.
Во многом Грузия, Украина и Киргизия представляли собой государства региона, наиболее предрасположенные к переменам. В этих странах было больше политических свобод, а также других предпосылок для развития демократии, чем в других постсоветских республиках. По сравнению с ними Узбекистан и другие закрытые государства ставят намного более сложные проблемы.
В Грузии мошеннические парламентские выборы в ноябре 2003 года привели к мирному народному восстанию – “революции роз”, которая изгнала из власти Эдуарда Шеварднадзе, заменив его харизматичным лидером Михаилом Саакашвили, и открыла возможности для новой демократической политики.
Украинской “оранжевой революцией” управлял харизматичный лидер-реформатор Виктор Ющенко, который возглавил народное движение против преемника, назначенного президентом Леонидом Кучмой. Ющенко пережил попытку покушения, выдержал жесткую предвыборную кампанию и не сдался после грубых нарушений на выборах со стороны действующей власти. В ноябре и декабре 2004 года сотни тысяч украинцев, одетых в оранжевые цвета, вышли на улицы с требованием провести свободные и честные выборы, что привело к победе при повторном голосовании в декабре.
В Киргизии было больше политических свобод по сравнению с соседними ей странами Центральной Азии, но тем не менее было и сильное подавление. Режим Аскара Акаева контролировал средства массовой информации, налагал ограничения на деятельность политической оппозиции и вмешивался в большую часть экономической жизни страны. Семья Акаева, которая была известна своей жадностью, захватом стратегических отраслей промышленности, посредством коррупции приобрела значительное богатство.
Протесты в Киргизии возникли после нарушений на парламентских выборах, которые прошли в феврале 2005 года. В отличие от мирных восстаний в Грузии и на Украине, реакцией на выборы в Киргизии стали бунты и насилие, которые продолжались несколько дней.
Неудивительно, что опыт Киргизии стал самым трудным. Институты гражданского общества в стране не были такими зрелыми и организованными, как в Грузии и на Украине. Кроме того, в Киргизии нет оппозиционных лидеров или оппозиционных сил, которые могли бы предложить публике объединяющую демократическую альтернативу.
По сравнению с Грузией и Украиной Киргизия оказалась хуже подготовлена для перехода в новое качество, и еще хуже к этому готовы другие государства бывшего Советского Союза, где граждане постоянно сталкиваются с коррупцией и репрессиями. Между тем рядовые граждане этих стран становятся все менее покорными.
В Узбекистане, где фактически нет места для политической оппозиции, гражданского общества или голоса рядовых граждан, ситуация после андижанских событий приблизилась к “точке закипания”.
Конечно, президент Узбекистана Ислам Каримов и другие автократы в регионе приготовились к сопротивлению своих граждан. К сожалению, в таких странах, как Азербайджан, Белоруссия, Таджикистан и Узбекистан, происходит дальнейшее урезание политических свобод, что является совершенно неправильной реакцией на ту атмосферу лихорадки, которая возникает в этих странах, и это приведет к созданию еще более серьезных проблем. Грубое использование Каримовым силы против мирного населения на востоке Узбекистана стало самым отвратительным примером.
Силы, которые помогли в развитии мирных народных движений в Грузии и на Украине, также играют важную и конструктивную роль в постреволюционных преобразованиях в этих странах. Во многих других постсоветских государствах из-за того, что автократические режимы ограничивают политические свободы, подобных реформаторских сил очень мало, и это ограничивает их способность успешно перейти в следующую стадию своего развития.
Важно, чтобы Соединенные Штаты, Канада и Европейский Союз продолжали способствовать успеху постреволюционной Грузии, Украины и Киргизии. Но они также должны приготовиться к решению намного более сложных проблем в других, нереформированных постсоветских государствах. Учитывая сильное чувство неудовлетворенности, которое испытывают жители этих стран, в ближайшем будущем в этих государствах можно ожидать намного более непредсказуемые и взрывоопасные ситуации.
Положить конец распродаже государства!
Лидер движения “За справедливый Казахстан”
призывает защитить общественные интересы
Премьер-министру
Республики Казахстан
Ахметову Д.К.
Генеральному прокурору
Республики Казахстан
Тусупбекову Р.Т.
Господин
Премьер-министр!
Господин
Генеральный прокурор!
Обратиться к вам с настоящим письмом меня заставляет ситуация, сложившаяся вокруг основных объектов сферы энергообеспечения самого крупного мегаполиса страны и прилегающих к нему территорий. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с недавними событиями, связанными с крупнейшей в истории России техногенной аварией на предприятии “Мосэнерго”, когда один из мировых мегаполисов в течение целого дня находился в состоянии энергетического коллапса, были остановлены сложнейшие инфраструктурные объекты, парализована деятельность транспорта и т. д.
Как известно, энергетический комплекс города Алматы вместе с Капчагайским энергокомплексом в результате непрозрачных действий властей после проведения закрытых инвестиционных тендеров от 10.08.96 и 4.10.96 гг. были проданы бельгийской компании “Трактебель” по смехотворной цене – 7,2 миллиона долларов США. Уже тогда много говорилось о том, что при совершении этой сделки были грубо нарушены нормы действующего законодательства, не допускающего проведения закрытых тендеров по таким стратегическим объектам. Да и цена этой незаконной сделки вызывала естественное возмущение общественности, поскольку, по самым осторожным оценкам, цена энергокомплекса должна была составлять не менее 500-600 миллионов долларов США (без Капчагайской ГЭС). Для сравнения: тот же “Трактебель” за примерно сопоставимый энергокомплекс города Праги в результате открытого конкурса выплатил порядка 1,2 миллиарда долларов США!
Впоследствии, после многочисленных споров между государственными органами и компанией, сильнейшего давления со стороны общественности, Правительство было вынуждено пойти на расторжение сделки и принять меры по выкупу энергокомплекса Алматы. Однако по непонятным причинам Правительство, согласно постановления от 29 сентября 2000 года № 1475 “О дополнительных мерах по привлечению закрытым акционерным обществом “КазТрансГаз” негосударственного займа под государственную гарантию Республики Казахстан”, в качестве оператора выбрало государственную компанию “КазТрансГаз”, которая заплатила за активы компании “Алматы Пауэр Консолидейтэд” (дочерней компании “Трактебеля”) в газотранспортной и энергетической отраслях порядка 100 миллионов долларов США.
На этом злоключения Алматинского энергокомплекса (“АПК”) не завершились. Весной 2001 года были предприняты действия по приобретению теперь уже активов компании “КазТрансГаз” в коммунальную собственность. Для выплаты причитающихся государственной газотранспортной компании средств акимом В. Храпуновым были направлены значительные бюджетные средства, а также привлечены займы от различных банков и компаний, в числе которых фигурировал небезызвестный бизнесмен Аркадий Гайдамак. Для обеспечения этих кредитных линий г-н Храпунов заложил энергетические активы по цене многократно ниже их реальной стоимости. Например, имущественный комплекс “Каскад ГЭС” оценен в 38,3 миллиона тенге, ТЭЦ-3 – 18,1 миллиона тенге, Капчагайская ГЭС – 799 миллионов тенге, Алматинские электрораспределительные сети – 95,9 миллиона тенге и т. д.
Насколько известно, в настоящее время имущественные комплексы “АПК” заложены в АО “Народный банк Казахстана”, основными акционерами которого являются Тимур Кулибаев и Динара Назарбаева. Кроме того, для обеспечения кредитной линии по “АПК” в том же банке заложены имущественные комплексы таких крупнейших объектов коммунальной собственности, как гостиницы “Казахстан” и “Алматы”. Согласно условий договора № 1056 о залоге недвижимого имущества от 21 сентября 2004 года, заключенного в целях обеспечения долга “АПК”, имущественный комплекс гостиницы “Алматы” общей площадью 118 846 кв.м. был оценен в 321 миллион тенге. А согласно аналогичного соглашения, имущественный комплекс гостиницы “Казахстан” общей площадью 44 887,5 кв.м. также был оценен на сумму в 321 миллион тенге. Таким образом, суммарная стоимость этих крупнейших гостиничных комплексов составила всего порядка 5 миллионов долларов по текущему курсу!
Стало известно, что “Народный банк Казахстана” уже направил письмо в компанию “Алматы Пауэр Консолидейтэд” и объявил о кросс-дефолте, выражая намерение принудительно взыскать задолженности за счет реализации залогового имущества. У ведомления о невыполнении обязательств, по нашим сведениям, были направлены и в коммунальные государственные предприятия, которые выступают владельцами этих гостиничных комплексов.
Учитывая эти обстоятельства, а также весьма несовершенное законодательство (прежде всего, принятый еще в 1995 году указ Президента, имеющий силу закона “Об ипотеке недвижимого имущества”), существует реальная угроза того, что стратегические инфраструктурные объекты энергообеспечения и крупнейшие гостиничные комплексы г. Алматы могут абсолютно непрозрачно, по вопиюще нерыночной стоимости перейти из государственной собственности в частную.
В сложившейся ситуации считаю, что было бы правильным:
Правительству РК поручить акиму города Алматы, совместно с органами по управлению государственным имуществом, провести открытые денежные аукционы по приватизации гостиничных комплексов “Казахстан” и “Алматы”. По всем оценкам, вырученных средств от их продажи должно хватить на выполнение обязательств перед “Народным банком Казахстана” (порядка 42 миллионов долларов).
Высвободившиеся в результате таких действий активы Алматинского энергокомплекса необходимо реструктурировать в соответствии с требованиями действующего закона “Об энергетике”, а, с учетом стратегической значимости объектов гидроэнергетики, “Капчагайскую ГЭС” и “Каскад ГЭС” вернуть в республиканскую собственность. В целях привлечения стратегических инвесторов остальные реструктурированные объекты могут быть проданы на открытых денежных аукционах – при условии сохранения блокирующих пакетов акций в руках государства (коммунальная собственность).
Генеральному прокурору, во исполнение конституционных обязанностей, необходимо вмешаться в происходящее и не допустить весьма сомнительной “прихватизации” важнейших государственных активов. Пора положить конец многолетним махинациям вокруг Алматинского энергокомплекса, обеспечить действенную защиту интересов государства и общества.
Председатель
Движения
“За справедливый Казахстан” Ж. Туякбай
Мы против любого насилия против граждан!
Госдеп США обозначил свою позицию по ситуации в Центральной Азии
8 июня т. г. Кент Логсдон, заместитель директора Отдела по делам Закавказья и Центральной Азии Бюро Государственного департамента США по делам Европы и Евразии, провел интернет-конференцию, посвященную вопросам политики США в отношении Узбекистана, ситуации в Андижане, прав человека и ряда других тем, касающихся этого региона.
В работе интернет-конференции наряду со многими специалистами и экспертами из различных стран принимали участие и представители движения “За справедливый Казахстан”, которые любезно предоставили редакции наиболее интересные ответы представителя Госдепартамента.
Вопрос:
- Как ожидается, в декабре 2005 г. в Казахстане состоятся президентские выборы. Действующему президенту, правящему страной более 15 лет, впервые будет противостоять единый оппозиционный кандидат от объединенных демократических сил. Есть все основания полагать, что власти предпринимают подготовку к широкомасштабным фальсификациям: это и антидемократическое законодательство о выборах, монополизированный рынок СМИ, и массовые преследования оппозиционных партий и их лидеров. Кроме того, стало известно, что МВД Казахстана приобрело дополнительно запас оружия (17 000 пистолетов, 2 500 автоматов, 100 пулеметов; спецназ также получил дополнительное вооружение). Такие приготовления,
наряду с возрастающим давлением на инакомыслие, вызывают серьезные опасения, что власти применят жестокость и силу для подавления мирных протестов против подтасовок в ходе выборов. Какова будет реакция США, если казахстанский режим применит насилие против граждан?
Ответ Логсдона:
- Правительство США придерживается политики поддержки тех выборов во всем мире, которые соответствуют международным стандартам. В Казахстане мы проводим работу с Правительством и гражданским обществом с целью повышения перспектив честных выборов. Мы решительно поддерживаем право граждан на свободу публичных собраний и будем твердо противостоять любому виду насилия против граждан.
Вопрос:
- ОБСЕ разработала ряд рекомендаций для улучшения казахстанского законодательства о выборах в течение 2004 года. Ни одно из них не было воплощено в жизнь. Более того, в апреле 2005 года был принят целый ряд поправок, которые сильно подрывают возможность проведения честных выборов. При этом Казахстан объявил о своем намерении председательствовать в ОБСЕ в 2009 году, и в настоящее время властями развернута широкая лоббистская кампания по этому поводу. Как вы считаете, возможно ли, что страна, которая постоянно нарушает не только принятые на себя общие обязательства в рамках ОБСЕ, но также игнорирует ее конкретные рекомендации, может на самом деле стать председателем этой организации?
Ответ Логсдона:
-Спасибо за вопрос. Мы считаем, что для всех стран, в том числе и США, исключительно важно уделять пристальное внимание оценкам ОБСЕ и БДИПЧ, где работают эксперты в своей области, предлагающие по-настоящему хорошие рекомендации по всему миру. Что касается намерения Казахстана возглавить ОБСЕ, нами еще не было принято официального решения по данному вопросу, но мы предельно ясно озвучили в своих заявлениях, что любая страна, претендующая на председательство в ОБСЕ, должна быть воплощением ее принципов и реально исполнять все те обязательства, которые были ими добровольно приняты на себя как членами ОБСЕ.
В целом следует отметить, что состоялась очень содержательная дискуссия и обстоятельный, открытый обмен мнениями. Все, кто желает ознакомиться с материалами дискуссии, могут сделать это на сайте Госдепартамента США.