Кенес ЖАНДЫБАЕВ:на покой пока рано!
С переносом столицы Семиречья из Алматы в Талдыкорган, жизнь в этом городе заметно улучшилась, но при этом многие проблемы остаются нерешенными. Об этом и многом другом мы беседуем с председателем Алматинского областного филиала создаваемой партии “Настоящий АК ЖОЛ” Кенесом ЖАНДЫБАЕВЫМ.
Его имя знакомо многим землякам. Более того, 15 лет назад благодаря центральному телевидению он прославился на весь Союз тем, что распустил подвластный ему совхоз, а на его месте создал более ста фермерских хозяйств.
- Кенес Абдувалиевич, в Вашей биографии достаточно много замечательных фактов, но большинство из них связаны с сельским хозяйством. Как Вы пришли в политику, в “АК ЖОЛ”?
- Три года назад, когда ДПК “АК ЖОЛ” только создавалась, я находился на пенсии и без особых раздумий вступил в нее, а потом был избран председателем филиала. Занимаясь в настоящее время политикой, я все же отошел от своих идей по поводу реформ на селе, другое дело, что времени на это не хватает.
В прошлом году хотел было уйти на покой, но меня попросили остаться – выборы проходили. В этом году тоже хотелось стать полноправным пенсионером, но после раскола работы наоборот прибавилось: надо воссоздавать партию заново, собирать подписи. Кроме этого, вместе с ДВК и коммунистами вовлекаем земляков в движение “За справедливый Казахстан”. Так что на покой пока рано.
- По Вашим предположениям, сколько акжоловцев являются настоящими, не пошедшими за Байменовым и его командой? Есть ли вновь пришедшие?
- До так называемого раскола в Алматинской области было 17,5 тысяч членов партии. Алихан Байменов в наших краях бывал часто, участвовал во многих наших партийных мероприятиях, конференциях, приезжал во время выборов. Может быть поэтому о нем среди населения было достаточно положительное мнение.
Ну а когда произошел раскол, партийцы поняли, что он идет на поводу у власти – они от него, по существу, отвернулись и сегодня о нем не вспоминают.
Думаю, что за минусом тех, кто пришел в партию не по идейным, а совсем по другим принципам, порядка десяти тысяч жителей области вступят в “Настоящий АК ЖОЛ” на момент его регистрации, а в дальнейшем планируем довести эту цифру до 18-20 тысяч. Да и новые лица тоже приходят, и среди них немало уважаемых людей, например, на днях заявление написала женщина, бывший независимый кандидат в мажилис из города Текели.
А за Байменовым идут только единицы из его команды или родственников – некоторые координаторы из районов. От таких мы и сами рады избавиться.
- Как обстоят дела с инициативой местных предпринимателей об отставке акима Алматинской области Шалбая Кулмаханова, о чем так много говорили в прессе? Как к этому отнеслись простые граждане? Можно ли здесь провести параллель с тем, что происходит в Атырау?
- Насколько я знаю, Ш. Кулмаханову удалось договориться с Багдатом Манзоровым, довольно богатым человеком, имеющим магазины, рынки, заправки, казино как в Талыкоргане, так и в Алматы. Аким хотел было прибрать его бизнес под видом упорядочения торговых точек, но столкнулся с сопротивлением, которое вылилось в выражение недоверия.
Акжоловцы же не афишировали свое участие в этом, хотя в качестве предпринимателей были на стороне бизнесмена. Что же касается талдыкорганцев, то наиболее активная их часть была в курсе конфликта и на уровне разговоров выражала одобрение. Но многие наши земляки знали об инциденте только на уровне слухов, народного “узын кулака”. Так что можно считать, что власть сдала некоторые свои позиции.
С Атырауской областью, как мне кажется, проводить параллели нельзя – там несколько другая подоплека. А. Мусин пришел в область как чужак и привел свою команду, уволив практически всех местных чиновников, а у нас действия Ш. Кулмаханова коснулись только предпринимателей.
К тому же с переводом столицы области наоборот появились новые рабочие места, стала сокращаться безработица, и у местного населения жизнь сравнительно улучшилась. Хотя я уверен, что это не личная заслуга Шалбая Кулмахановича – на его месте мог быть любой другой.
- Действительно, Талдыкорган конца 90-х представлял собой удручающее зрелище. Сейчас же это чуть ли не образцово-показательный город с новыми дорогами и блестящей иллюминацией. Но, насколько я знаю, в народе опять распространяются слухи о новой смене столицы области.
- Слухи о новом переносе столицы возникли у нас практически сразу же после ее переезда в Талдыкорган. Но я не думаю, что это случится в ближайшее время, по крайней мере – при существующей власти. Здесь скорее можно говорить об обратном: разделе области, что за последние 70 лет происходило не раз и не два. Мое же личное мнение заключается в том, что Семиречье, Жетысу, это исторически сложившаяся единая территория, и столица у нее должна быть одна.
- С какими трудностями вы сегодня сталкиваетесь? Осведомлены ли семиреченцы о деятельности “Настоящего АК ЖОЛА”, о внутриполитической ситуации в стране?
- На местные телеканалы, а их у нас два, нам не пробиться, что и не удивительно. Да и по-настоящему независимых газет областного масштаба в регионе не существует – только “районки” в Есике и Каратальском районе. Если талдыкорганцы имеют возможность читать “Республику”, “Соз” и “Жума-Таймс”, то жители области получают правдивую информацию только из “Эпохи” и “Апта.kz”, которые разлетаются буквально за один день. Ощущается острый информативный голод, особенно в регионах. В то же время, положа руку на сердце, надо сказать, что большинство населения находится в спячке – не до политики им. Вот их то и предстоит нам “разбудить”.
Ну а со стороны местных властей особых проблем мы не видим. Если возникают какие-то разногласия, то мы стараемся их разрешить, прийти к консенсусу. Наши активисты пользуются авторитетом не только среди населения, но и у чиновников разного уровня. Так что, по сравнению с другими регионами Казахстана, в Талдыкоргане все спокойно, существует взаимопонимание.
- Кенес Абдувалиевич, давайте немного отойдем от политики. Вы стояли у истоков казахстанского фермерства и, наверное, представляете, какие у него перспективы.
- По моему убеждению, развитие фермерства у нас в стране застопорилось, пройдя лишь четверть своего развития. Настоящих фермеров в Казахстане совсем мало, гораздо больше тех, кто просто носит этот титул. Почему так происходит? Да потому, что когда мы рождали фермеров, одновременно надо было создавать соответствующую инфраструктуру. В этом должно главенствующую роль играть государство, помогая всем, чем может. И конечно сами фермеры должны принимать активное участие в форме создания разнообразных кооперативов: по сбыту продукции, по ГСМ, по транспортировке, даже по медицинскому обслуживанию. У нас же это, к сожалению, не получило достаточного развития. Хотелось бы верить, что власть все же повернется лицом к селу не на словах, а на деле.
Беседовал
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,
Алматы-Талдыкорган
Штурмовики его величества
Грубую силу “закрышуют” на “самом-самом верху”
В ритме румбы
В который раз недовольным казахстанским режимом была устроена силовая взбучка. Как обычно, представители очередной оппозиционной структуры покинули поле боя, понеся незначительные потери в живой силе. Затем действия вошли в привычное русло: пресс-конференции, возмущение, жалобы к общественности и мировому сообществу, изначально напрасные позывы к органам правопорядка и гаранту стабильности. Президент же привычно посетовал и попросил разобраться с участниками “столкновений”.
То, что сейчас происходит у нас между властью и оппозицией, способны объяснить уже не политологи, но психопатологи. Удивляет только просто христианское долготерпение оппонентов президента, которые раз за разом, получив по одной щеке, подставляют вторую, затем снова первую и т. д.
В мире оппозиция сама, как правило, держит правительство в черном теле. В одних случаях еженедельно устраивая шумные разоблачения в прессе коррумпированных чиновников, членов парламента и правительства, причем время от времени под жернова попадают президенты и монархи. В других – оппозиция сотрясает устои многотысячными митингами и маршами протеста, требуя тех или иных гарантированных прав и свобод, либо играя на возмущении прослоек общества, у которых в данный момент снизился уровень жизни.
Не редкость, когда оппоненты власти вообще берутся за оружие (примеры ИРА и ЭТА, имеющие в запасе собственные партии, представляющие их интересы в парламенте), а такие, как колумбийские повстанцы, вообще отказываются от борьбы на легитимном поле и сразу уходят с оружием в леса или горы… это жизнь, и это понятно.
Есть, конечно, диаметрально противоположная ситуация, когда власть прессует оппозицию, особо того не скрывая, и где существование оппозиции запрещено фактически на законодательном уровне. Но и здесь все относительно честно, благо военные и полувоенные режимы не особенно стесняются подобного положения вещей.
У нас же все соответствует демократическим стандартам: оппозиция имеет свои СМИ, в принципе, может иметь свои партии и движения, может гипотетически получить места в парламенте, ей разрешено спокойно выезжать за границу и развивать собственный бизнес в стране. Даже манифестации может проводить, если верить Конституции. Правда, помимо того, что, несмотря на все “может” и “разрешено”, она, в отличие от сторонников президента, пользуется гарантированными правами в гораздо меньшей степени.
Еще одно обстоятельство нарушает виртуальную идиллическую картину. А именно то, что количество всевозможных несчастий и происшествий с самими членами оппозиционных организаций, их газетами и партиями намного превосходит среднестатистические показатели. И чему, к сожалению, стараются не придавать большого значения международные институты и представительства демократических стран, от которых во многом (если не во всем) зависит казахстанская экономика, ограничиваясь редкими постановлениями и протестами, от которых режиму ни жарко ни холодно.
Подобный мезальянс с трудом вписывается в какие-то исторически обусловленные рамки. Хотя, наверное, я не прав. Что-то похожее происходило и происходит в латиноамериканских странах, где диктаторы, желая сохранить видимость демократии перед главным экономическим партнером – США, расправляются с оппонентами руками наемных преступников. Но и оппозиция там тоже, не будь дураками, обращается к тем же криминальным структурам, вследствие чего политические противостояния понемногу переходят в сферу бандитизма. Такова специфика политической жизни ряда стран “третьего мира”.
По идее, в силу наших обстоятельств, подозрительно приближающихся к реалиям бурных южноамериканских или африканских стран, оппозиции пора самой позаботиться о собственной безопасности и дать понять власти, что она тоже может выпускать когти.
Правда, на моей памяти это было всего один раз, и то весьма условно, когда партия “Демократический выбор Казахстана” на своей конференции приняла постановление, где заявила о своем праве на акции гражданского неповиновения. И что же? Партия закрыта за призывы к свержению конституционного строя, хорошо еще, что не попала в черный список КНБ вместе с исламскими террористическими организациями, за что должна быть еще благодарна тем, кто ее закрыл.
Примечательно, что, несмотря на грозное заявление, партия подчинилась приказу властей, войну которым она собралась объявить, и тихо закрылась. Без каких-либо акций гражданского неповиновения.
Мальчики для битья
За исключением загадочного взрыва возле офиса президентской партии “Отан” никаких других неприятных недоразумений за всю историю существования многочисленных партий власти практически не происходило. Зато у оппозиционных политиков и СМИ подобных инцидентов хватит не на один том новейшей политической истории Казахстана.
Вообще, “неизвестные хулиганы” изначально предпочитали единичные нападения, в ходе которых страдало то или иное лицо, имевшее неосторожность выступить оппонентом президенту. Владимир Чернышов, Амиржан Косанов, Платон Пак и многие другие становились жертвами бандитских нападений, чьи случаи непременно попадали в разряд нераскрытых.
Кроме того, периодически перепадало лицам, напрямую не имевшим отношения к оппозиции, но с ней контактирующим (в 1998-м был избит помощник первого секретаря посольства США Рысбек Касымбола, или в том же году досталось имиджмейкеру
А. КажегельдинаЕлене Никитенко). Про журналистов я не говорю, поскольку за их профессию бьют во всем мире, и Казахстан, к сожалению, не является приятным исключением.
Конец единичному террору и началу более глобальному положила расправа над Петром Своиком и его супругой, в бытность первого одним из сопредседателей оппозиционной партии “Азамат”.
В 1997 году, после проведения многолюдного митинга против режима (тогда-то первую ходку в оппозицию совершил небезызвестный Заманбек Нуркадилов), карающие силы нагнали Петра Своика и его супругу в соседнем Бишкеке, куда те приехали для участия в конференции “Демократический процесс в Центральной Азии”. Били их в гостинице четверо неизвестных в масках и с дубинками, били профессионально.
Киргизам, понятно, абсолютно не было никакой заботы организовывать расправу над оппозиционерами из соседнего государства. Наши же власти тоже никак себя не проявили в деле выяснения обстоятельств нападения и наказания виновных. Зато в стране поползли первые слухи о существовании “эскадронов смерти”, созданных специально для расправы над оппонентами президента. Правда, после этого случая групповых и таких наглых нападений на представителей оппозиции не было долгое время, вплоть…
Открытое противостояние якобы простых граждан оппозиции стало обретать форму после создания молодежной организации “Талапкер” под крылом акимата города Алматы. Помимо нескольких дежурных акций, которые, скорее, служили просто ширмой, молодчики из “Талапкера” все чаще стали появляться на оппозиционных митингах, провоцируя собравшихся на открытые столкновения, либо просто делая все возможное, чтобы мероприятие было сорвано.
Первыми почувствовали повышенное внимание со стороны “абитуры” члены Республиканской народной партии Казахстана (РНПК), но также их успели застать и ДВКовцы, когда их лидер Галымжан Жакиянов скрывался в посольстве Франции, или во время собрания демократической общественности страны в Алматинском цирке.
Сейчас, правда, о “Талапкере” почти ничего не слышно, разве что имя их лидера Армана Кудайбергенова совсем недавно всплыло в связи со скандалом, связанным с расхищением средств, выделенных на развитие молодежной политики города. Уместно отметить, что молодому человеку удалось сделать чиновничью карьеру, типичную для криминально-кланового государства, переместившись из руководителей хулиганствующих молодчиков в кресло главы Государственного фонда развития молодежной политики г. Алматы.
Кстати, таким же образом власть использовала в свое время группу молодых людей во главе с бывшим руководителем молодежной фракции РНПК Сергеем Бондарцевым. Назвав себя антиглобалистской организацией “Черный глобус”, небольшая группа молодых людей дважды направляла свои “антиглобалистские” настрои исключительно на членов РНПК: первый раз, пикетируя головной офис партии в Алматы, и второй, попытавшись сорвать уже РНПКовский пикет у американского посольства. Да, и оба раза поддержку антиглобалистам оказывали сотрудники полиции и акимата.
После этого странный симбиоз власти и “антиглобалистов” исчез с политсцены республики, лишь напоследок “Черный глобус” заявил со страниц одиозной газеты “Доживем до понедельника” об имеющихся у них террористах, которые готовы разобраться с посольством США. Надо ли говорить, что заявление осталось без внимания правоохранительных органов Казахстана, хотя еще тогда вполне тянуло как минимум на разбирательство со стороны спецслужб.
Как бы то ни было, сравнивая с сегодняшним днем, и “Талапкер”, и “Черный глобус” представляли собой скорее комических персонажей, хотя именно с них начались пробы пера власти в деле подавления оппозиционных устремлений якобы руками широких народных масс.
“Молодая поросль”
Нападение на Заманбека Нуркадилова и его соратников во время памятного выступления главы государства на площади Республики в Алматы 1 мая прошлого года продемонстрировало, что мальчики уже выросли и их можно бросать на настоящие дела. Сначала в Заманбека Калабаевича и его окружение полетели яйца, а затем группа характерных спортивных парней, вооруженных кастетами, обрушилась на главного героя дня (не Назарбаева, сами понимаете). Тогда от удара кастетом пострадал один из добровольных охранников Нуркадилова.
И все это происходило под присмотром и полном бездействии полиции, которая за пять минут до этого сдерживала оппозиционно-настроенных граждан, стремящихся пробиться к правительственному ложу.
Кажется, что власть нашла именно то, что ей было нужно, судя по тому, что сценарии нападений на оппозиционных деятелей, даже год спустя, практически не претерпели никаких изменений. Вначале выкрики, плакаты, ну, в крайнем случае, яйца. А затем уже пускают в ход штурмовиков, у которых изначальная установка – на расправу под твердые гарантии последующей безнаказанности.
Конечно же, вершиной цинизма и наглости можно считать то, что случилось недавно в Шымкенте во время региональной учредительной конференции движения “За справедливый Казахстан”.
Недавняя пресс-конференция “организаторов шымкентского побоища” собрала полный зал. Журналисты, руководствуясь слухами, направились в пресс-клуб, надеясь увидеть тех самых апологетов власти, которые обещали, что “и кровопролитие, и все будет” за Назарбаева. Те, что предстали перед глазами публики, явно не тянули на ожидаемых типажей.
Буферный эшелон состоял из многодетной матери, старика-оралмана, “воина-афганца”, “чернобыльца” и совершенно случайно оказавшегося в этой компании молодого человека, который, напротив, был среди пострадавшей стороны, так как являлся зарегистрированным участником конференции “За справедливый Казахстан” в Шымкенте.
Последнее обстоятельство, возможно, объясняет тот факт, что молодой человек арендует помещение в “Молодежном центре”, которым заправлял устроитель пресс-конференции. Глядя, как устроители пресс-конференции открещивались от бандитских действий “неизвестных хулиганов”, чьи интересы странным образом совпали с внезапно пробудившимся гражданским самосознанием, можно подумать о двух вещах.
Либо на них, в связи с заявлением президента разобраться в ситуации, пытаются “навешать всех собак”, либо просто по-свойски попросили еще раз выступить от имени народа, так как представленные типажи все же заслуживают уважения, чего нельзя сказать о реальных участниках погрома. Бесспорно, что их использовали однажды, вопрос теперь в том: продолжают их использовать или это уже вынужденная самооборона от заказчиков?
Власть, “наевшись” бишкекских событий, теперь бьет на опережение, используя в своих целях те же самые слои населения, что сперва составили основу протестующих в Кыргызстане, а потом базис ночных мародерств в поверженной столице соседнего государства. И если раньше молодые люди, которым вряд ли светило перспективное будущее, могли надеяться на улучшение социального статуса, крича громче всех “Нурсултан – Казахстан!”, то теперь одним звуковым фоном отделаться будет нелегко.
Требуется сила, а прикрытие обеспечат на самом верху. И поэтому в цене ныне те, кто физически здоров и готов исполнять приказ, не имея при этом собственных убеждений. Опять же, если до этого студентов заставляли выходить в дождь и морозы на митинги и изображать радость от встречи с первыми лицами страны или участвовать во всевозможных праздничных инсценировках (за страх), то теперь, похоже, их время проходит, уступая дорогу тем, кто работает уже не за страх, а за совесть (но за деньги). Зато у них и КПД выше.
А оппозиции… как и прежде, остается размышлять, какую щеку подставить в следующий раз, правую или левую. Никаких других прав и свобод власть ей пока не предоставила и вряд ли когда-либо так просто даст.
Андрей ГРИШИН
Завтра наступит сегодня!
Все, что вы хотели знать о сетевой рекламе, но стеснялись спросить
Интернет прочно входит в бизнес-процессы отечественных компаний. Возрастает интерес к размещению рекламы в среде Интернет. По оценкам многих отечественных и зарубежных аналитиков можно говорить о том, что размещение рекламы в Казнете уже может быть эффективным. Поэтому стоит изучить этот вопрос более основательно.
В качестве основных игроков на рекламном рынке можно отметить трех участников – рекламодателя, рекламное агентство, владельца рекламоносителя. И у каждого из них свои интересы, свое отношение и, отчасти, свое видение рекламного бизнеса в Интернете.
Интерес рекламодателя – магический символ ROI, то есть return-on-investment, или отдача на вложенные деньги. Индикаторы и показатели эффективности того или иного рекламоносителя интересуют рекламодателя в той степени, в какой доказывают возможность вложенные деньги вернуть, причем с прибылью. Вложил 10 тысяч, получил после рекламной кампании 15, значит – все о,кей. Однако эта конечная цель распадается на ряд задач, которые встают перед рекламодателем.
Рекламодатель (компании или рекламные агентства) хочет знать как можно больше о рекламоносителе, точнее – об аудитории и средствах коммуникации с этой аудиторией. Рекламодатель имеет право знать, насколько эффективны те или иные рекламные площадки, чем они могут гарантировать наличие декларируемой аудитории и подтвердить знание своей аудитории. Это придает ему уверенность, что деньги не будут потрачены впустую. Как и инвестор, рекламодатель не будет покупать кота в мешке. А именно таким котом в мешке являлся до недавнего времени Интернет.
Между тем Интернет обладает рядом достоинств, которые – если их надлежащим образом донести рекламодателю – вызовут в нем трепет, вызванный предвкушением низких расходов и весьма ощутимой отдачи.
Рекламодатель хочет знать свою аудиторию. Интернет в этом смысле – просто мечта. Так, согласно исследованиям Gallup Media и Rose Creative, аудитория Интернета более образована и финансово обеспечена по сравнению с аудиторией любого другого медианосителя. Большинство руководителей и ответственных менеджеров пользуются Интернетом как коммуникационным каналом и как источником информации.
Главные преимущества Интернета в том, что он позволяет осуществлять целевое воздействие на узкие группы людей, вплоть до индивидуального воздействия, и в режиме реального времени управлять рекламной кампанией.
В Интернете целью рекламы становится не сам показ, а результат –отклик потребителя на рекламу.
В силу своих особенностей Интернет позволяет по-новому выстраивать систему маркетинговых коммуникаций.
К примеру, демонстрация баннеров новогодних скидок авиакомпании действует на молодых людей в возрасте 25-30 лет, имеющих доходы выше среднего. Можно просто отключить эту часть аудитории, не тратить деньги, и, наоборот, переключиться на более перспективных пользователей. Данные исследований, подкрепленные анализом рекламной кампании в реальном времени, позволяют сделать это крайне эффективно.
Мониторинг рекламной кампании в режиме Online позволяет вносить изменения “на ходу”: отключать менее эффективные рекламные инструменты, либо корректировать их. Кроме того, рекламодатель сразу видит результат кампании в виде действий: заполненных форм, купленных товаров, и т. д.
Рекламодателя волнует вопрос: какие конкретно элементы рекламной кампании лишние, а какие, наоборот, надо интенсифицировать? Правильная и современная интернет-реклама может не только дать ответ на этот вопрос, но и, более того, позволяет не тратиться на лишнюю, пустую половину.
Такой возможности нет в обычной рекламе и быть не может, разве только на выставках, когда продавец сразу видит эффективность своей рекламы – наличие или отсутствие покупателей.
В целом – вот она мечта рекламодателя – методы и инструментарий интернет-маркетинга позволяют существенно снижать стоимость рекламной кампании по сравнению с использованием других информационных носителей при том же гарантированном охвате целевой аудитории.
Все это гарантирует прогнозирование возврата инвестиций.
Рекламодатель хочет видеть, оценивать и принимать решения, но не хочет вникать в технологическую кухню и тем более связываться со сложными решениями, в которых надо разбираться и которым надо специально учиться. Наглядность знания и простота управления – основные пожелания к инструментарию управления рекламными кампаниями.
Однако, как показывает практика, заинтересованность рекламодателей в широких возможностях интернет-рекламы упирается в отсутствие или недоступность (что по результату одно и то же) технологических решений, позволяющих в полной мере воспользоваться всеми этими преимуществами. На американском рынке подобные технологии стали реальностью относительно недавно, в Казахстане – только начинают появляться.
Агентства интернет-рекламы являются посредниками между площадками и рекламодателями. Для рекламодателей работа с агентством подразумевает выгодные скидки, профессионализм, высокое качество обслуживания и, в целом, экономию времени и денег при достижении своих целей по сравнению, например, с достижением этих целей силами своих сотрудников.
Для площадок сотрудничество с агентством – это равномерный и прогнозируемый поток денег за выкупаемые рекламные площади и снижение затрат на процессы самих продаж. Владельцу площадки удобнее гарантированно продать весь трафик одному оптовику за одну сделку, чем большому количеству розничных покупателей, которые не гарантируют равномерный поток средств.
Основной интерес рекламного агентства – улучшить и оптимизировать процесс размещения и продажи рекламы. В целом, здесь появляется ряд подзадач – автоматизация процесса и снижение себестоимости операций по медиапланированию, составлению маркетинговой стратегии, проведению самой рекламной кампании и, наконец, по анализу результатов и составлению отчетов.
Современные технологии маркетинговых коммуникаций позволяют рекламным агентствам предложить новые критерии оценки эффективности – по степени достижения коммерческой цели, а не по количеству показов или кликов. Это уникальная возможность, которая есть только в Интернете.
Кроме того, необходимо продемонстрировать понятные показатели измерения эффективности и дать возможность в ходе рекламной кампании контролировать ее прохождение.
Не будем забывать и о потребителе. У него тоже есть свои интересы, и именно удовлетворяя их правильно, рекламодатель добивается эффективности рекламной кампании. Собственно, основных интересов у пользователя два – чтобы ему не слишком надоедали рекламой и чтобы реклама максимально отвечала его интересам. Эти два пожелания пересекаются – чем больше реклама отвечает интересам, тем меньше она надоедает. Интернет-реклама – это возможность смотреть только те рекламные сообщения, которые потенциально интересны.
Знать, кто составляет целевую аудиторию и кто с какой целью посещает сайт, – значит эффективно обслуживать его клиентов. А именно: корректировать содержимое сайта, его дизайн, правильно планировать рекламное воздействие на аудиторию, оценивать эффективность рекламных кампаний своего ресурса на других сайтах в Интернете.
По прогнозам, к 2005 году затраты на интернет-рекламу превысят затраты на рекламу в сетях кабельного и спутникового телевидения, составив 24% от объема всего рекламного рынка в США.
Проведение медиаметрических исследований – прибыльная и привлекательная индустрия, на которой уже определились свои лидеры: Nielsen NetRatings, MediaMetrix, еMarketer. Ряд агентств и компаний оказывает интегрированные услуги, включающие исследования аудитории, планирование, проведение и анализ эффективности рекламных кампаний. Классиками жанра можно считать DoubleClick, 247 Media, Engage.com, AdRelevance.
С учетом применения таких продвинутых технологий стоимость рекламной кампании и конкретно привлечения каждого нового пользователя становится дороже, но эффективность возрастает во много раз, позволяя оценивать не количество показов рекламных сообщений, а, например, количество продаж, последовавших за кампанией.
Конкретные оценки рынка интернет-рекламы существенно разнятся: разные исследовательские компании применяют свои методы оценки рынка, и в итоге разброс данных, предоставляемых разными источниками, оказывается очень значительным. К примеру, самые консервативные оценки дают Cowles/Simba и Yankee Group – соответственно, 2,4 и 2,2 миллиарда долларов в 2000 году. Другая крайность – оценка ActiveMedia в 11,2 миллиарда. Истина, если опираться на данные наиболее авторитетных источников, таких как Forrester Research, Jupiter Communications, – как раз посредине, то есть 5-7 миллиардов. Так что размеры бизнеса интернет-рекламы действительно очень серьезны, и рынок развивается.
В Казахстане интернет-реклама только начинает развиваться. По мнению известного российского эксперта в области интернет-рекламы Валерия Ашманова, уже сейчас можно говорить о том, что существуют действительно мощные эффективные рекламные интернет-площадки, способные реально повысить эффективность проводимых рекламных кампаний. Их немного, но они являются действительно мощным и эффективным маркетинговым ресурсом. Во-первых, уникальное качество привлекаемой аудитории. Такую аудиторию может предоставить не всякое традиционное элитное издание. Причем на этих сайтах аудитория не просто выступает в качестве читателя-зрителя – потребителя. Данная аудитория активно формирует информационный контент сайта, что в свою очередь положительным образом сказывается и на запоминаемости рекламируемых брэндов, и на повышении степени лояльности, а также срабатывает эффект сопричастности.
По мнению Валерия Ашманова (известный эксперт в области интернет-бизнеса, генеральный директор российской компании Promo Actions), наиболее эффективной рекламной площадкой в Казнете является сайт “Навигатор- 2”. Это обусловлено очень высоким уровнем посещаемости, высоким качеством привлекаемой аудитории и очень высоким показателем времени пребывания на сайте. Это существенно, так как сложилось мнение, что наиболее оптимальным показателем эффективности размещения рекламы на сайте является уровень его посещаемости.
Но существуют сайты с очень высоким числом посетителей, которые пребывают на интернет-странице не более минуты. Что человек может запомнить за минуту из рекламируемых брэндов? На сайте “Навигатор- 2” посетитель проводит не менее часа. При этом посетитель сам формирует информационный контент сайта, что сказывается на повышении популярности ресурса. Из простого зрителя или читателя он превращается в соучастника действа. Поэтому на сегодняшний день наиболее оптимальным вариантом размещения интернет-рекламы по критерию “цена – качество” является именно “Навигатор- 2” www.navi.kz.
На сегодняшний день Казахстан стоит на пороге качественного скачка в области технологий интернет-маркетинга. Появляются технологии, решения, продукты, используя которые, деловой мир найдет ответ на многие свои вопросы – “зачем нужна сетевая реклама и чем она привлекательна ?”.
Айгуль СЕРИКПАЕВА