Заслуженный генерал?
В канун юбилея Великой Победы глава государства Н. Назарбаев вручил знаки отличия высших воинских и специальных званий. Воинского звания генерал-майора удостоился начальник департамента кадров Комитета национальной безопасности Кайрат Сатыбалды.
В свои неполные 35 лет г-н Сатыбалды стал самым молодым генералом в Казахстане. До 1998 года он именовался Кайратом Сатыбалдиевичем Назарбаевым и является родным племянником президента Н. Назарбаева, вручившего ему неделю назад шитые золотом погоны.
Прежний рекорд принадлежал послу Казахстана в Австрии и ОБСЕ и зятю того же самого г-на Назарбаева Рахату Алиеву. Генеральские погоны Рахат Мухтарович получил в тридцать шесть с половиной лет.
Конечно, мировая история знает случаи и более раннего возвышения отдельных человеческих индивидуумов в это почетное звание. Капитан революционной Франции Наполеон Бонапарт, например, был произведен в генералы в двадцать четыре года. Такой наградой безмерно благодарный Конвент отметил заслуги молодого офицера за взятие мятежного Тулона – цитадели контрреволюционных роялистов.
Но вот Александр Васильевич Суворов, генералиссимус и князь Италийский, позже разгромивший бонапартовских генералов в легендарных Итальянском и Швейцарском походах, стал генерал-майором на четыре года позже, чем главный кадровик чекистов Казахстана.
Свою боевую деятельность подполковник Суворов начал в годы Семилетней войны. Он участвовал в кровопролитном сражении под Кунесдорфом и во взятии Берлина (1760), командовал отдельным отрядом, нанеся ряд поражений прусской армии в Польше. В победе в русско-турецкой войне (1768-74) исключительное значение имел успех А. Суворова при Козлуджи, где русский 18-тысячный отряд разбил 40-тысячную армию турок.
Истории даже известны случаи, когда отдельные счастливчики сразу “перескакивали” через одно или даже несколько воинских званий. Признательное Отечество делало такие исключения для лиц, совершивших (просим прощения за тавтологию!) исключительные деяния. Например, первый в мире стартовавший в космос старший лейтенант Юрий Гагарин через 108 минут полета вернулся на Землю уже майором Вооруженных сил СССР.
И тут уже любому обывателю станет интересно, за какие же такие выдающиеся разведывательные или контрразведывательные заслуги такой еще относительно молодой человек, как Кайрат Сатыбалды, получил генеральское звание. Перебирать личные дела чекистов, согласитесь, тоже ответственное дело, но и толковый подполковник может с этим вполне справиться.
В 1990 году г-н Сатыбалды закончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище и 15 месяцев командовал учебной танковой ротой в Жамбылской области. После чего перебрался в органы национальной безопасности, где дошел до должности замначальника управления КНБ и получил звание “Почетный чекист”.
За семь лет пройти от лейтенанта до майора, конечно, можно. Но от командира роты в провинциальном гарнизоне до руководителя управления центрального аппарата КНБ – такая удача выпадает не каждому смертному. Злые языки утверждают, что свежеиспеченный генерал выехал чисто на фамилии, под которой сейчас его никто нигде не найдет.
В 28 лет К. Сатыбалды – заместитель акима Астаны. В 30 лет – вице-президент “Казахойла”, в 32 года – управляющий директор “КазМунайГаза”. В возрасте Христа Кайрат Сатыбалдиевич возвращается в КНБ. И через два года главный кадровик этого ведомства по воле дяди-президента становится генералом.
Между тем, помнится, что некий русский подполковник В. Путин, являвшийся тогда директором Федеральной службы безопасности и секретарем Совета безопасности РФ одновременно, решительно отверг предложение всесильного патрона по прозвищу ЕБН произвести его хотя бы в генерал-майоры. Подполковник, наверное, не без основания полагал, что в ФСБ есть офицеры, более достойные этого звания.
Поздравляя новых генералов,
Н. Назарбаев отметил, что спецслужбы и правоохранительные органы должны служить соблюдению Конституции и законов в стране. Эти знаки отличия, сказал он, мы вручаем вам за безупречную службу на тех участках, которые вам поручила страна.
С президентом не спорят?..
Избирательная принципиальность
На этой неделе в Алматы трагически погибла генеральный директор АО “Агентство “Хабар” Жанар Абдильдина. В служебный автомобиль, в котором она находилась, на пересечении улиц аль-Фараби и Навои врезалась другая машина, управляемая пьяным водителем.
Водителем оказался сотрудник специальной информационной службы Комитета национальной безопасности РК лейтенант Александр Гудков.
Редакция “Эпохи” скорбит о случившемся и выражает искренние соболезнования родным и близким погибшей. И все же, несмотря на трагичность момента, мы не можем не поделиться некоторыми наблюдениями.
Безусловно, виновный в произошедшем, тем более если он сел за руль в состоянии алкогольного опьянения, а именно это показала судебная экспертиза, должен быть наказан. Даже несмотря на то что он является сотрудником столь могущественной и влиятельной структуры, как КНБ. И в Комитете это не отрицают. “Комитет национальной безопасности руководствуется конституционным принципом равенства всех перед законом и заинтересован в объективном расследовании”, – говорится в сообщении, распространенном пресс-службой КНБ.
Конечно, радует, что “чекисты” не “закрылись”, отказываясь от любого общения с прессой. Отрадно и то, что народные избранники не остались в стороне, высказавшись за объективное расследование случившегося. Причем, все: и вице-спикер мажилиса Сергей Дьяченко, и депутат мажилиса Амангельды Таспихов, и его коллега Иван Чиркалин также подчеркивают: “Закон для всех един, и виновный должен понести соответствующее суровое наказание”. Вот только (не хочется об этом думать, и все же) почему-то кажется, что если бы не положение Ж. Абдильдиной в обществе, не структура, в руководстве которой она находилась, и не вопиющая безответственность лейтенанта КНБ, то всего бы этого резонанса не было…
20 апреля, во время проведения приснопамятного медиафорума, когда алматинцы страдали в пробках, устроенных организаторами в угоду гостям бессмысленного мероприятия, на улице Фурманова между улицами Абая и Сатпаева был сбит человек и доставлен в тяжелом состоянии в больницу. Сбит полицейской машиной. Мчавшейся, по свидетельству очевидцев, на большой скорости. По встречной полосе. На новостных лентах прошла коротенькая информация об этом инциденте с пояснением: “Пресс-служба Управления дорожной полиции города в данное время оказалась недоступной для комментариев”. В тот же день показали сюжет в вечерних новостях. И все… Тишина…
К тому же, принцип единства закона для всех означает ведь не только наличие справедливого расследования и суда для любого гражданина Казахстана вне зависимости от его материального и общественного положения, если он совершил какое-либо правонарушение, но и в случае, если он оказался пострадавшей стороной…
Скоро год, как погиб журналист Асхат Шарипжанов. Погиб при очень странных обстоятельствах, совсем не похожих на несчастный случай. Поначалу и власть настаивала на всестороннем расследовании случившегося. А затем быстро осудили “маленького человека” и, несмотря на протесты общественности, постановили считать “инцидент исчерпанным”. И ни тогда, ни сейчас ни один депутат “Отана”, ни один “АИСТенок” так и не озаботились реализацией принципа всеобщего равенства перед законом.
Видать, не из той структуры был человек.
На что указывает Указ Президента?
Недавно президент РК Н. Назарбаев издал Указ. И это само по себе интересно, поскольку в последнее время он это практикует не столь часто. Тем более что заглавие Указа звучит интригующе: “О мерах по дальнейшему использованию потенциала Конституции Республики Казахстан”. Хочешь не хочешь, а приходится расценивать этот документ как некий ответ президентской стороны на ту “фишку”, с которой начал свою оппозиционную деятельность Жармахан Туякбай.
Экс-спикер Мажилиса, как известно, едва возглавив Координационный Совет демсил, сразу же форсировал разработку и публичную презентацию проекта Новой Конституции, солью которой стала замена президентской формы правления на парламентскую. Тогда, помнится, группа маститых докторов юрнаук (руководствуясь, разумеется, исключительно собственной частной инициативой) сразу же поспешила обнародовать свое ученое контрмнение насчет того, что менять Конституцию нет необходимости, поскольку ее потенциал еще не исчерпан.
Теперь мы видим, что Администрация чрезвычайно внимательно (хотя и молча) отнеслась к такой гражданской позиции независимых мэтров казахстанской юриспруденции, и, более того, восприняла их смелую научную гипотезу буквально как руководство к действию. Результат не заставил себя долго ждать: не прошло и нескольких месяцев, как сложнейшая работа по выявлению еще не задействованного потенциала Основного Закона была завершена и отлита в строчки президентского Указа.
Прежде чем перейти к анализу того, как много нового сулит нам окончательное вскрытие конституционных резервов, напомним самим себе, что мы с вами живем в судьбоносный год президентских выборов. А это заставляет все готовящиеся к такому решающему событию стороны напрягать буквально все свои силы и выставлять на электоральный политический рынок весь свой товар, и из всех “загашников”.
В этом смысле переутверждение бюджета с добавлением сотен миллиардов тенге на доплаты пенсионерам, студентам и “бюджетникам”, “горячие” приемы единого кандидата оппозиции в Усть-Каменогорске и Шымкенте, порадовавшее телезрителей стремление президента Казахстана быть как можно ближе к В. Путину и его большим гостям на торжествах в Москве, и комментируемый нами Указ – это все разные стороны одного и того же избирательного проекта.
Можно утверждать, что это зримый результат мобилизации всех финансовых, интеллектуальных и организационных возможностей и резервов самой власти в преддверии жизненно важного для нее испытания. Если с этой позиции взглянуть на содержание Указа, то нетрудно убедиться, что как раз его-то и не хватало для того, чтобы подвести окончательный итог: скрытых резервов в президентской Конституции не осталось.
Все нововведения являются лишь разговорами, не имеющими никаких правовых последствий.
Так, теперь министров социально-экономического блока будут назначать как и раньше, но – после предварительного обсуждения их кандидатур профильными комитетами мажилиса и сената, послов – после обсуждения в сенатском комитете, председателя и двух членов Счетного комитета с президентской стороны – после обсуждения в комитете мажилиса. Наконец, мажилису рекомендовано до принятия решения по кандидатурам руководства и членов Центризбиркома консультироваться с сенатом.
Какой же вывод мы можем сделать из этого? Пожалуй, выводов даже два.
Во-первых, сами по себе механизмы предварительного обсуждения кандидатур министров и послов в парламентских комитетах – это нормальная демократическая практика, которую можно было бы только приветствовать, если бы…
… если бы мы не знали, что депутаты сами есть плод точно таких же предвыборных “обсуждений” с областными акимами и руководством Администрации, после чего только они и становятся “народными избранниками”. И потом: принципиальное размежевание с оппозицией не в том, чтобы парламент мог согласовывать назначения фигур исполнительной власти, а в том, чтобы парламент сам формировал правительство.
Поэтому первый вывод такой: до выборов никакой поэтапной политической модернизации казахстанского общества и государства, повышения роли парламента не будет.
Вывод этот, конечно, не окончательный, но на сегодня – вполне определенный.
Во-вторых, сами выборы, при любом их результате (давайте вместе пожелаем друг другу, чтобы обошлось без дестабилизации) явятся мощнейшим катализатором перехода к той самой реальной парламентаризации политической системы, которая сейчас сдерживается только одним – необходимостью для Астаны переизбрать действующего президента. Любой ценой и всеми возможными способами.
Только на этой, единственной для себя задаче, “зациклена” сейчас вся власть, а это сулит нам на ближайшее будущее как определенные перспективы, так и, к большому сожалению, значительные риски.
Поскольку выборы, и это ясно заранее, добавят еще больше напряженности и конфронтации, а это уже фон скорее для цветов революционного противостояния, чем пастельных красок поэтапной модернизации…
Олег АБАЕВ