Долгая дорога в НАТО
Румыния - страна с богатейшей историей.
Успешно преодолев несколько серьезных витков в развитии, она вышла
на качественно новый уровень. Недавнее вступление в блок НАТО - еще
одна важная веха на пути румынского народа к безопасному, цивилизованному
и стабильному миру. Об этом мы и говорим сегодня с Чрезвычайным и
Полномочным послом Румынии в Казахстане господином Василе СОАРЕ.
- Господин Соаре, насколько
важно для Румынии вступление в блок НАТО? Какие преимущества это дает
вашей стране?
- Несомненно, что членство в НАТО имеет
особое, я бы даже сказал историческое значение для нашей страны. 2
апреля - день, когда состоялась официальная церемония и флаги семи
новых государств-членов были подняты над штаб-квартирой НАТО в Брюсселе,
явился для нас итогом общенациональных усилий всех учреждений, политических
партий и общественности Румынии. Хочу отметить, что вступление в НАТО
поддержало почти 80 % румынского населения. Такая высокая поддержка
со стороны народа не случайна, она несет в себе глубокий смысл. Для
большинства румын присоединение к НАТО является возвращением в безопасный,
стабильный и цивилизованный мир, от которого Румыния была оторвана
во время Второй мировой войны.
Когда-то мы были, как и другие страны
Европы, развитым европейским государством. Но война и последующий
за ней исторический поворот почти на пятьдесят лет изолировали нас
от мира. Однако вот уже 15 лет, свергнув режим Чаушеску, Румыния направляет
свои усилия на достижение двух основных моментов: интеграцию с НАТО
и присоединение к Евросоюзу. Сегодня мы чувствуем, что уже являемся
частью общей западной системы. А с будущим вхождением в ЕС, примерно
в 2007 году, должен завершиться этап присоединения Румынии к стабильному,
развитому и безопасному миру.
Став членом Североатлантического альянса,
мы, естественно, продолжим разные формы сотрудничества со своими восточными
соседями - на Кавказе, в Центральной Азии, но при этом евроатлантическая
интеграция для нашей страны останется первостепенной.
- Значит ли это, что в Румынии изменится
военная доктрина?
- Вы наверняка помните, что в 1993 году
Румыния первой из бывших социалистических стран выразила желание подписать
Соглашение с НАТО "Партнерство во имя мира". Это было продиктовано
заботой о безопасности государства. С тех пор наша военная политика
неизменна. Мы преобразовали свою армию по стандартам НАТО. Сегодня
количество солдат и офицеров в ней сокращено до 130-140 тысяч, но
это - профессионалы.
Можно смело сказать, что из всех областей,
в которые направлялись наши усилия, военная стала самой успешной в
процессе реструктуризации. Около семи с половиной тысяч наших миротворцев
после 1990 года участвовало в разрешении конфликтов в Анголе, Боснии
и Герцеговине, Косово, Афганистане и Ираке. Еще до вхождения в НАТО
своей миротворческой деятельностью мы должны были показать, на что
способны. Конечно, это очень большая ответственность, но мы справились.
И даже более того. В Афганистане, например, наш контингент находился
со своей боевой техникой и самолетами. И теперь уже не вызывает сомнений,
что румынская армия хорошо подготовлена.
- Став членом НАТО, вы реализовали одну
из своих основных государственных задач и теперь, наверное, сконцентрируете
все силы на вступлении в Евросоюз. Каким процессам в области экономики
и, быть может, политики будет отдан приоритет?
- Вступление в ЕС поддерживается всеми
политическими силами Румынии. А возникающие трудности - чисто технического
и экономического плана. Румыния очень долго была страной с централизованной
экономикой, и чтобы стать полноправным членом Евросоюза к 2007 году,
придется многое изменить, усовершенствовать. Например, законодательную
и социальную базу, особенно в области борьбы с коррупцией и бедностью.
У нас уже есть национальный антикоррупционный комитет, выводы в такой
организации делаются, как правило, весьма жестко и справедливо.
Очень серьезные изменения требуются
в сельском хозяйстве. Румыния имела развитое сельское хозяйство, но
в условиях централизованного метода хозяйствования. Теперь же надо
переходить на работу по принципам рыночной экономики по европейским
стандартам. Мы стремимся к этому, землю отдаем снова людям в собственность,
но процесс идет пока тяжело. В какой-то мере это логично. Если коммунизм
в Румынии строили в течение 50 лет, то уж 15 лет на перестройку централизованной
экономики в рыночную явно не хватит. Но мы оптимисты.
- А какими темпами развивается сегодня
ваша промышленность?
- В сфере тяжелой промышленности и металлургии
Румыния при социализме занимала первые места в мире и конкурировала
с большими державами. В угледобывающей промышленности тоже находилась
в первой мировой десятке. При централизованной экономике находились
средства на обеспечение этих энергоемких отраслей электричеством,
водой и т. д. Но сегодня они стали нерентабельными, многие технологии
устарели.
После 1990 года мы ищем формы реструктуризации
этих "черных дыр", съедающих большую часть бюджета. Поиск
рынков сбыта также требует определенных вложений. Сегодня решить этот
комплекс вопросов государству трудно. Тем не менее, нами проводится
приватизация предприятий и их реструктуризация, исходя из потребностей
государства. Приоритет при этом отдается рентабельным объектам.
- А какие отрасли производства вы можете
назвать рентабельными?
- Конечно, машиностроение, нефтегазовый
сектор. Традиции производства нефтегазового оборудования сохранены
нами еще с прошлых времен. Ведь Румыния была первой страной, добывающей
нефть еще в 1857 году. Неплохо развивается легкая промышленность.
Мебель, одежда, вино в основном идут
на экспорт. В последние годы многие известные западные компании изготавливают
свою продукцию в Румынии, благодаря традициям и квалификации наших
специалистов. Надо отметить, что стоимость таких товаров гораздо дешевле
западных аналогов.
Все предприятия Румынии сертифицированы
по международным стандартам ISO, иначе просто невозможно получить
лицензию на производство.
- Насколько серьезное внимание вы уделяете
туристическому бизнесу?
- Туризм в Румынии поднимается заново. У нас очень много замечательных
мест. Это Черное море, дельта Дуная и Карпаты, равнины. Во всех этих
зонах есть туристические центры с сохраненной экологией. Туристов,
как правило, привлекают старые средневековые замки, церкви и монастыри
XIII-XV веков, многие из которых находятся под защитой ЮНЕСКО. Это
великолепные живописные места, где человек сливается с природой, где
смогли сохраниться старые традиции и ремесла в изготовлении одежды
или в виноделии.
Румыны вообще трепетно относятся к своей
истории, религии. Хотя население страны около 22 млн. человек и 88%
- это румыны, к тому же православные христиане, у нас практически
не возникают проблемы межэтнического или религиозного характера с
национальными меньшинствами. Кстати, по нашей Конституции каждое нацменьшинство
имеет своего представителя в Румынском парламенте. Может быть, единодушие
в этих вопросах и позволило нам сохранить старинные памятники в их
первозданном виде. Но кроме старины туристов привлекает хороший сервис,
мы помним об этом и стараемся не разочаровывать гостей.
КАКИМИ ОНИ НАС ВИДЯТ
- Господин посол, как бы вы охарактеризовали
взаимоотношения Румынии и Казахстана? Насколько плодотворно они развиваются?
- По-моему, очень неплохо. Конечно,
есть желание развивать их больше, потому что для этого имеется огромный
потенциал. В 2002 году товарооборот между Румынией и Казахстаном составлял
около 364 млн. долларов. Для наших стран это существенно. Налажено
сотрудничество во многих отраслях. В сентябре 2003 года, наконец,
была открыта дипломатическая миссия Казахстана в Румынии, что только
улучшило наши отношения. Президент Назарбаев был с визитом в Румынии
в 1998 году.
В прошлом году президент Румынии посетил
Казахстан уже во второй раз. Сейчас работает совместная межправительственная
комиссия в рамках дискуссий по экономическому сотрудничеству.
Мы активно импортируем продукцию в Казахстан,
поставляя нефтегазовое оборудование, которое проверено 25-летним стажем
непрерывной работы, и при этом наше оборудование намного дешевле западного.
Весной мы намечаем экономическую миссию в области легкой промышленности.
Для нас также определенный интерес представляет
транспортировка нефти из Казахстана через Румынию в Европу. Сейчас
идет работа над достаточно недорогим проектом транспортировки сырья
через порт Констанца, морем до Хорватского порта Омишали и Триеста
в Италии. Этот проект должен стать связующим звеном между Центральной
Азией и Западной Европой через Румынию. На территории Казахстана в
нефтегазовом секторе успешно работают наши компании. В разработке
месторождения Жусалы в районе Кызылорды румынская нефтедобывающая
компания "Петром" стала первой иностранной компанией в Казахстане,
добывающей нефть на суше.
- Как ваше правительство относится к
прозрачности контрактов, заключаемых в нефтяном бизнесе?
- Раскрывать содержание контракта должны
позволять законы страны, на территории которой он заключен. Но если
стороны заключили контракт и взяли на себя определенные обязательства
в письменном виде, они должны выполнить условия договора. Контролировать
же прозрачность такой деятельности, на мой взгляд, обязано правительство
страны. Хотя, в принципе, это внутренний вопрос каждого государства,
мне кажется, что от того, как организована политика страны в нефтегазовом
секторе экономики, как рассматриваются технические вопросы добычи,
зависят и результаты.
КОЕ-ЧТО О ПОЛИТИКЕ
- Насколько сегодня, на ваш взгляд,
политизировано общество Румынии?
- Сейчас не политизировано. Такова европейская
культура. Мы пытаемся вернуться туда, где человек чувствует себя свободным.
А политика должна быть прозрачной и не вмешиваться в то, что принадлежит
человеку. Это, если хотите, цивилизованный менталитет. Мы стараемся
принимать западные цивилизованные ценности и развивать их у себя.
Хотя, что касается выборов, то в этом народ Румынии достаточно политически
активен. Люди честно выбирают те политические силы, которые во время
действия мандата отвечают как за успехи, так и за неудачи своих программ,
и общество четко следит за этим.
- А можете ли вы прокомментировать взаимоотношения
между политическими партиями власти и оппозиции у нас в Казахстане?
- Сейчас у вас еще идет процесс формирования
политической системы, формируется оппозиция. Это типично для развивающейся
демократической страны. В Румынии оппозиция четко представляет альтернативу
правительственной программе, тогда становится понятной и борьба за
власть. Мне кажется, оппозиция должна быть более убедительной в своих
программах. В Казахстане же она очень скромна. Конечно, здесь надо
учесть и специфику страны, евразийский менталитет общества, то есть
не азиатский и не европейский, а скорее смесь азиатского и европейского.
- Свобода слова в Румынии и в Казахстане.
Как по вашему, различны ли способы ее реализации в наших странах?
- Свобода слова - одна из главных задач
демократического общества. Когда навязывается идеология запрещения
быть свободным - это уже проблема. История показывает, что общества
без свободы слова не прогрессируют. По сравнению с прошлым, сегодня
в Румынии сотни ежедневных изданий, дефицит которых я чувствую в Казахстане.
Здесь одни еженедельники.
Контроль над СМИ, конечно, необходим,
но в виде мониторинга. Журналист в свою очередь всегда должен отвечать
за достоверность написанной им информации. Пресса в Румынии идет к
статусу реальной четвертой власти. Это большое достижение после 1990
года.
Закон о СМИ в Казахстане, по моему мнению,
должен быть более прозрачным, как указано и в рекомендациях европейских
организаций ОБСЕ, ЕС и т. д. Ведь Казахстан представил свою кандидатуру
на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Румыния председательствовала
в ОБСЕ в 2001 году. Мы к этому очень долго готовились. Нельзя контролировать
выполнение определенных европейских стандартов, не показав, что сам
их выполняешь. Казахстан должен доказать, что в стране выполняются
стандарты ОБСЕ. А председательство страны бывшего постсоветского пространства
в ОБСЕ - это очень престижно. У Казахстана еще есть время, чтобы выполнить
рекомендации ОБСЕ и достичь нового уровня.
Беседовала Елена ОВЧИННИКОВА