Урок ценою в 600 миллионов долларов
Как известно, ученые считают, что
методом "скрытых способностей" можно освоить даже язык пингвинов.
Это я к тому, что министерство образования, единожды поднатужившись,
как и упомянутые пингвины, разродилось новой концепцией развития образования.
Предлагаемая "самым умным" ведомством республики реформа,
судя по всему, камня на камне не оставит от образовательной системы,
верой и правдой служившей нам несколько десятилетий. Но беспокоит
даже не сам факт появления на свет концепции, а то, хватит ли у государства
финансовых силенок, чтобы претворить этот опус в жизнь?
ДВА ПЛЮС ДВА
Пока счетоводы из министерств образования
и бюджетного планирования уже второй месяц корпят над задачкой, сколько
это может стоить, их обскакали иностранные коллеги. Руководитель группы
консультантов программы технической помощи, оказываемой сектору развития
казахстанского образования Британским советом и Азиатским банком развития,
Мальком Мерсер ответил на заковыристый для наших чиновников вопрос,
что почем.
Дошкольное образование
На завал, царящий в этой сфере, обратил
внимание не только президент страны, указавший в своем послании на
бедственное положение детских садов. "Приблизительно 40% детей
в возрасте 5-6 лет не посещают детских садов и дошкольных учреждений",
- пришли к выводу эксперты технической помощи, исследовав казахстанские
реалии. В качестве основных причин подобного расклада они назвали
отсутствие равного доступа к образованию, бедственное состояние зданий
садиков, а также серьезное недофинансирование этого сектора.
"В настоящее время министерство
образования рассчитывает размер дополнительных средств, необходимых
для посещения детьми дошкольных классов, - сказано в специальном синтезированном
отчете, подготовленном экспертами. - Эти дополнительные средства (2244
млн. тенге) покроют стоимость материально-технического оснащения и
кадрового обеспечения, но не капитальные расходы на организацию более
7100 дополнительных классных помещений по всей стране. Для этого необходимо
увеличение дополнительных государственных расходов на дошкольное образование
почти на 50%… Альтернативным образом при определении размера дополнительных
средств, необходимых для посещения детьми в возрасте 5-6 лет дошкольных
классов, используется расчет на человека по каждой области. Требуемая
сумма составит 4380 млн. тенге и будет почти равной размеру расходов
прошлого года… По консервативным же расчетам, расходы на заработную
плату и оборудование в течение пяти лет составят 50 млн. долларов
США".
Среднее образование
В целом приветствуя кардинальные
реформы, предусмотренные для этой образовательной ступени министерской
концепцией, эксперты все же высказали опасения по поводу внедрения
12-летки и качества учебников отечественного производства. Настораживает
их и то, что о создании института оценки образования пока что ведутся
только разговоры, равно как и о новой структуре школьной программы,
хотя необхомость этих вещей глава государства подчеркнул в своем послании.
Но господа иностранцы посчитали, что цена разрешения всех этих проблем
- 380 млн. долларов США: "Во время составления настоящего отчета
министерство запросило на период 2005-2009 гг. дополнительную сумму
в размере 326,5 млн. долларов США на оборудование и т. д. для общеобязательного
образования, 9 млн. - на оценку учащихся и еще 44 млн. для общежитий
старшей ступени средней школы (профильной школы)".
"Эпоха" уже рассказывала о
том, как Жаксыбек Кулекеев разыграл перед зарубежными друзьями козырную
карту, посетовав на ошибочность патриотической идеологии. Сладкие
министерские уста тогда пропели оду демократическим принципам и открытому
гражданскому общества. И все бы ничего, но господа иностранцы, не
отрицая необходимости демократического жизненного стиля школы, все
же сделали упор на восстановлении утраченных традиций. В этой связи
возникает, может, и незначительный на взгляд чиновников вопрос: кому
верить? Министерству, отвечающему за идею, или же зарубежным кливретам,
обещающим ссудить энную сумму в "франклинах", "вашингтонах"
и "грантах"?
Высшее образование
На него, как следует из отчета,
нам надо потратить меньше всего: приплюсовать к ежегодно выделяемым
средствам 12,5 млн. долларов США, и дело сделано. Эта сумма, как говорят
эксперты технической помощи, необходима для пересмотра руководящей
структуры вузов, обеспечения их подотчетности путем аудиторских проверок,
создания одного или нескольких органов надзора за вопросами обеспечения
финансирования и качества. В эту же сумму войдет разработка вузовских
программ, направленных на развитие универсальных навыков, и налаживание
контактов с потенциальными работодателями. А последнее обстоятельство
особенно актуально, если принять во внимание еще одно "сенсационное"
заявление, сделанное министром, о том, что подготовка одного докторанта
должна обходиться не меньше чем в 10 тыс. долларов США в год, а в
отдельных случаях доходить до 16-17 тыс. долларов США!
КАК БЫ НЕ ПОПЕРХНУТЬСЯ
Такому аппетиту, какой наблюдается
у наших чиновников, и акулы бы позавидовали. Не угаснет ли весь рекламно-образовательный
почин, если министерство подсчитает, в какую копеечку влетит ему реализация
задуманных реформ? Если исходить из аудита, проведенного иностранцами,
то только на перечисленные нужды нужно затратить 442 млн. долларов.
А ведь деньги нужны еще на подготовку педагогических кадров - 20 млн.
долларов, на внедрение дистанционного обучения - примерно 140 млн.
долларов. В целом, как считает Мальком Мерсер, понадобится 600 млн.
долларов США!
Есть ли такие деньги у нашего государства?
Есть-то они есть, да вот только не каждому даются. Вспомните, сколько
лет правительство тянет с принятием закона "О ветеранах",
который для нормального существования офицеров требует куда меньших
сумм. Или взять хотя бы тот же перерасчет пенсий - старики ждали его
более 10 лет. Имея столь богатый опыт в вопросах выделения бюджетных
средств, видимо, разумную грань оптимизма все же переходить не стоит.
Лучше задуматься над тем, что же будет в итоге с весьма сомнительной
концепцией. В качестве одного из вариантов развития событий можно
предположить, что ее реализация будет носить половинчатый характер,
и воплощены в жизнь будут только те реформы, на которые найдутся деньги.
Юлия Кисткина
Операция "Выпускник"
Единое национальное тестирование
(ЕНТ) утверждено правительством. До времени "Ч" осталось
2 месяца. В период с 10 по 15 июня государство намерено оценить знания
230 тыс. выпускников. Но о полной боевой готовности говорить пока
что рано.
Настораживают сроки, отведенные
для организации ЕНТ. Согласно установленным правилам, уже к 15 апреля
школьники должны определиться с формой сдачи экзаменов на аттестат
зрелости. Для тех выпускников, кто и дальше желает грызть гранит науки,
но уже на вузовской ступени, или получить профессиональное образование
в колледже, единое тестирование обязательно, равно как и для тех школьников,
кто претендует на получение аттестата особого образца и знака "Алтын
белгi" или обучается по линии международного обмена учащимися.
Остальным же выпускникам разрешено не испытывать судьбу и воспользоваться
привычными экзаменами.
На первый взгляд, вполне приемлемо и
демократично, чего нельзя сказать о сути предстоящего ЕНТ. "Подопытным"
школярам предстоит ответить на 120 вопросов (!) по 4 предметам: трем
обязательным - русскому (казахскому), математике и истории Казахстана,
и одному предмету на выбор. Но не следует обольщаться по поводу последнего.
С произвольным предметом учащиеся должны определиться загодя, кроме
того он должен соответствовать дальнейшему профильному образованию.
Другое проблемное место - непосредственно
сами пункты тестирования. Если в крупных городах центры будут организованы,
как и ранее, при вузах, то сельчанам придется поломать голову над
разрешением этого вопроса. По мнению экспертов, школьников из глубинки
придется доставлять до центров за несколько десятков, а то и сотню
километров. Впрочем, государство обещает взять на себя все транспортные
расходы. Но заявления министра образования все равно не обнадеживают.
По его словам, в этом году будут действовать 137 центров по проведению
ЕНТ, способных охватить каждый второй город.
В то же время Жаксыбек Кулекеев уточняет,
что в бюджет заложена организация лишь 97 пунктов, средства на остальные,
а это порядка 158 млн. тенге, придется выбивать из резервов правительства.
Возникает вопрос: обладает ли министр такой железной хваткой, чтобы
вытрясти из государственной мошны недостающую сумму? Время-то поджимает…
Но данный аспект, оказывается, никого особенно не волнует. 30 апреля
министерство собирается завершить формирование базы данных "Выпускник-2004".
Юлия Кисткина