Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Нефтедоходы
№13(85)

"Голландская болезнь" казахстанской олигархии, или Загадки и тайны Национального фонда

В Послании к народу Казахстана президентом настойчиво проводится мысль о том, что надо-де отучить людей от социального иждивенчества. "Чем меньше будет участие государства в решении насущных проблем, тем это будет полезнее для человека",- заявил г-н НАЗАРБАЕВ. Видимо, заботясь исключительно о благе граждан Казахстана, три года назад, в начале 2001 года, президент своим указом создал Национальный фонд, в котором стали аккумулироваться средства от продажи нефти. Сейчас в нем уже почти 4 млрд. долларов.
А чтобы народ не позарился на это национальное достояние, в Послании для особо непонятливых президент пояснил: "Если вы помните, то еще в 1997 году в долгосрочной Стратегии развития страны до 2030 года ставилась задача учить людей жить и работать так, как будто у нас нет доходов от нефти. Поэтому был создан Национальный фонд, который выполняет функции сбережения для будущих поколений и резерва в случае кризисных ситуаций".
Общественный фонд "Транспаренси Казахстан" провел исследования деятельности Национального фонда Казахстана. Полученные результаты более чем интересны. Исполнительный директор фонда Сергей ЗЛОТНИКОВ любезно предоставил нам материалы исследования, прокомментировав некоторые его положения.

ТАЙНЫЙ СЧЕТ И ВОЙНА ВОКРУГ БРРК
    Национальный фонд Казахстана окутан тайнами. Начать с того, что он появился на свет в результате крупного международного скандала. Все, наверное, помнят заочный судебный процесс над бывшим премьер-министром Акежаном Кажегельдиным, который, как тогда говорили, бежал из Казахстана, прихватив с собой крупные суммы. Понятно, что вывозил он эти деньги не в кошельке и даже не в чемоданах, а разместив их загодя на зарубежных счетах. Вот эти счета и было поручено найти, чтобы предъявить их народу и показать гнусную сущность премьера-коррупционера, которого заочно приговорили к 10 годам лишения свободы.
Но события получили неожиданный поворот - счета за рубежом действительно нашли, и действительно на них были немалые суммы. Правда, эти деньги принадлежали не Кажегельдину. В дело вмешались иностранные спецслужбы, и, как говорится, запахло жареным. Тогда-то впервые и прозвучало слово "Казахгейт", которое так не любят наши крупные государственные чиновники. Скандал надо было замять любым путем.
    На амбразуру бросился тогдашний премьер-министр Имангали Тасмагамбетов. Он выступил в парламенте, где по поручению главы государства рассекретил информацию о "секретном" фонде. Это сообщение произвело эффект разорвавшейся бомбы. Народные избранники негодовали, но их возмутил не факт существования некоего фонда за рубежом, а то, что они об этом не были поставлены в известность. Естественно, что никакие фамилии в связи с существованием загадочного фонда не упоминались, было лишь заявлено, что он создавался исключительно на благо государства и в неустанных заботах о благосостоянии народа.
    Этот внебюджетный фонд предполагалось создать еще во второй половине 90-х годов. Весной 1997 года Галымжан Жакиянов, ныне заключенный, а тогда председатель Агентства по контролю за стратегическими ресурсами, предложил создать в стране второй бюджет, не подконтрольный правительству. Он даже получил название Бюджет развития РК (БРРК). Жакиянов аргументировал это предельно просто - Казахстану якобы угрожает "голландская болезнь". Тогда многие казахстанцы удивились, мол, что это за заморское чудо. Им пояснили, что эта страшная и опасная болезнь может разрушить нашу экономику, а значит "аллес капут" грозит всему Казахстану. А появляется эта болезнь тогда, когда в страну начинают поступать огромные денежные массы, переварить которые государство не может, экономика перегревается и лопается.
    Вы спросите, откуда взяться сверхприбыли в нищей стране, где годами не выплачивались зарплаты и пенсии, где не хватало средств не только на социальные программы, но и на погашение дефицита бюджета? По словам Галымжана Жакиянова, золотой дождь должен был пролиться на нас в виде "огромных доходов от разработки и экспорта минеральных и иных природных ресурсов". Не дав народу опомниться, г-н Жакиянов предложил начать лечить Казахстан незамедлительно: "Я думаю, БРРК сможет начать действовать самостоятельно уже со следующего года. Это обусловлено тем, что в Казахстане уже отмечаются все признаки "голландской болезни". По его словам, идею создания второго бюджета одобрил президент Назарбаев и даже дал добро на разработку нормативных актов. Многоговорящая деталь: планировалось, что этот бюджет будет подотчетен напрямую только главе государства. Сам президент по этому поводу публично не высказывался.
    Кто знает, может, бюджет-2 у нас все-таки и появился, если бы против этой затеи не выступил очень влиятельный человек, тогдашний спикер мажилиса парламента, известный экономист Марат Оспанов. Он разнес доводы Жакиянова, как говорится, в пух и прах: "Предложения г-на Жакиянова напоминают мне дележ шкуры неубитого медведя - нефтедолларового дождя нет, экспорт предстоит наращивать и наращивать, население голодное и разутое. А мы дискутируем о фонде. Но идея прозвучала из уст одного из высших чиновников и может быть вполне принята к реализации".
    Марат Оспанов как в воду глядел - секретный резервный фонд правительства на зарубежных счетах все-таки был создан. Причем создан негласно. Но информация о фонде под грифом "секретно" рано или поздно могла всплыть, а посему народ надо было к этому подготовить. За дело взялся сам президент, правда, тогда доводы в пользу нефтяного фонда были совершенно отличны от сегодняшних. Вот, например, одно из его высказываний, сделанное 9 ноября 2000 года: "Ввод таких денег приведет к полному обвалу нашего тенге, который мы и так еле-еле сдерживаем. Если сейчас полностью отпустить курс, то один доллар будет 130 тенге. Это означает, что мы посадим на "голодный" паек всех наших экспортеров. Они провалятся, и наступит такой момент, когда поступления в казну от них будут резко уменьшаться, бюджет не будет выполняться".
    Правда, мы благополучно пережили не только рубеж в 130 тенге за один доллар, но и гораздо выше, и экспортеры при этом, судя по всему, не провалились. Впрочем, это отступление. Дело в другом - как вы видите, тогда речь не шла ни о благе казахстанцев, ни о будущих поколениях и прочих патетико-идеологических фишках. Как говорится, цель оправдывает средства. А они могут быть самыми разными в зависимости от обстановки.
    Но вернемся в 2002 год. Сразу после скандального выступления в парламенте Имангали Тасмагамбетова в Национальный фонд начали массированно перечисляться средства с зарубежных специальных счетов правительства и некоторых личных счетов, найденных в погоне за деньгами Кажегельдина. Только за один апрель в фонд поступило 296 млн. долларов, в итоге его активы сразу подскочили до 1 млрд. 606,8 млн. долларов. При этом правительство, ссылаясь на режим государственных секретов, не сделало официального заявления, что больше за рубежом ни на каких секретных счетах средств не осталось. Не раскрыло оно информации и о том, в каких зарубежных банках хранились эти деньги, и на чьи конкретно имена были открыты эти счета.
МОДЕЛЬНЫЕ СТРАННОСТИ
    Если судить по материалам исследований "Транспаренси Казахстан", то при выборе модели казахстанского Национального фонда большую роль сыграли субъективные факторы. Как было продекларировано властями, за основу была взята модель Нефтяного фонда Норвегии. Хотя, по словам Сергея Злотникова, наш фонд так же похож на норвежскую модель, как "запорожец" на "мерседес". "Во-первых, модель фонда публично нигде не обсуждалась, вопрос решился фактически в узком кругу высокопоставленных чиновников. Во-вторых, норвежский опыт преподносился сугубо однобоко, то есть выпячивались его преимущества и умалчивались проблемы и недостатки. В-третьих, в Норвегии первоначально деньги от нефти шли на развитие инфраструктуры, на них строили больницы, создавали образовательные системы, их вкладывали в развитие производства. У нас же сразу стали накапливать".
    Действительно, руководство страны в последнее время настойчиво говорит о необходимости социально ориентировать экономику. Вот и президент в недавнем Послании к народу Казахстана определил далеко идущие планы в области развития промышленности и социальных программ. Все это, безусловно, необходимо делать. Но проекты эти очень затратные, и как их осуществлять, если сверхдоходы от экспорта природных ресурсов регулярно перегоняются за границу, где они работают на благо чужой экономики? В то время как у нас практически нет своей промышленности - наша экономика базируется на сырьевых ресурсах, у нас огромное количество депрессивных регионов, которые надо поднимать, у нас пока нет современных технологий, продолжает умирать сельское хозяйство - в общем, у нас много чего нет для нормальной жизни. И на все это нужны деньги. Парадокс в том, что деньги-то есть, но мы не можем их использовать: массированное денежное вливание может разрушить экономику.
    В чем еще отличие норвежского фонда от нашего, так это в том, что он подотчетен парламенту. "Сказать, что наш фонд полностью непрозрачен, нельзя, - считает Сергей Злотников, - вместе с тем только по одной отчетности, которая размещена на сайте фонда, трудно судить о его ликвидности. Вдобавок, были проблемы с доходностью за прошлый год, потому что 80% всех средств содержится в долларах".
    - Сергей Михайлович, мне не совсем понятно, почему мы при нашей бедности не можем хотя бы частично брать из фонда средства на решение социальных проблем?
    - Частично они берутся, ведь у фонда есть не только накопительная функция, но и стабилизационная. Другое дело, что за неполные два года в фонде уже аккумулировано порядка 4 млрд. долларов даже при низкой доходности, поэтому решили сократить количество предприятий, которые перечисляют в него деньги. Их стало почти в три раза меньше. Кстати, международные организации, в частности МВФ, рекомендуют Казахстану перестать накапливать средства, потому что в стране не решены многие экономические и социальные проблемы".
    В то же время нас по-прежнему продолжают пугать "голландской" болезнью. Но о какой болезни может идти речь, когда большинство населения живет "от зарплаты до зарплаты", которая, кстати, весьма далека от мировых стандартов?! Если деньги кому и жгут карманы, так это небольшому кругу "ограниченных людей". Народ и олигархи у нас далеко не едины.
По мнению руководителя "Транспаренси Казахстан", Национальный фонд должен быть под нормальным контролем, и не только парламентским, но и общественным. К странностям можно отнести и тот факт, что фонд не является самостоятельным юридическим лицом (!), а представляет собой специальный счет правительства в Национальном банке РК, где собираются соответствующие платежи, которые потом переводятся за рубеж и инвестируются в ценные бумаги. Кроме того, "для такой серьезной структуры очень виртуально управление: по поручению правительства к этому привлечены министерство финансов и Национальный банк. Причем в Нацбанке портфелем акций, в которые вложены активы фонда, управляет департамент монетарных операций. Но сказать, кто конкретно за это отвечает, нельзя".
    Правда, есть Совет по управлению фондом, но он, по словам Злотникова, больше орган общественный, чем реально управляющий. Для такой структуры не очень нормально и то, что президентский указ, которым был создан фонд, не содержит порядка его ликвидации. То есть, как неожиданно фонд появился, также может и исчезнуть одним росчерком пера, если это понадобится.
КУВЕЙТ, АЛЯСКА И ДРУГИЕ
    Еще одна интересная деталь, наводящая на размышления: по данным независимых экспертов, средства аналогичного фонда в Азербайджане использовались в политических целях в период выборной кампании. Кто может гарантировать, что такое не произойдет у нас?
Кстати, аналогичные фонды есть во многих странах, а не только в Норвегии, на которой зациклились наши власти. Они успешно работают, например, в Венесуэле, Мексике, в Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах. При этом важно подчеркнуть, что везде подобные фонды создавались лишь после того, как в стране был достигнут высокий уровень жизни народа. Скажем, в том же Кувейте уровень жизни уже сегодня считается одним из самых высоких в мире, при этом государство достигло такого объема накоплений, что Кувейт мог бы полностью прекратить добычу нефти, сохранив при этом на достигнутом уровне благосостояние страны на долгие годы. Мы же, в случае чего, сможем протянуть, затянув потуже пояс, от силы два-три года.
По мнению Сергея Злотникова, Казахстану был бы полезен опыт американской Аляски и канадской провинции Альберта. Там сверхдоходы от экспорта сырьевых ресурсов передаются под контроль местных властей в нефтедобывающих и металлургических регионах страны. Но мне кажется, для нас этот опыт неприемлем по двум причинам. Во-первых, вряд ли центр захочет поделиться управленческими полномочиями с регионами. А во-вторых, дай нашим акимам порулить большими деньгами, и концов потом не найдешь.
ПРОКЛЯТИЕ РЕСУРСОВ
    Наша газета уже писала о новом явлении, с которым столкнулись многие страны. Его так и назвали - "проклятие ресурсов". Суть его в том, что богатые природными ресурсами государства, как правило, не имеют ни нормальной экономики, ни развитых демократических институтов. Там в основном авторитарные режимы, и хорошо живет от силы 5% населения, остальные - на грани нищеты. А в тех странах, которые природа обделила, в Японии, например, или в Европе, активно развивается производство, создаются новые технологии. Это действительно демократически развитые государства.
    "В менеджменте есть хороший принцип для развития возможностей человека, который, как мне кажется, применим и для развития страны, - говорит Злотников. - Отсутствие ресурсов и есть ваш ресурс. Другими словами, когда у человека есть все для самореализации, у него пропадает стимул для развития. Поэтому, с одной стороны, природные ресурсы - это очень большой дар, а с другой, большая проблема. Взять, например, Болгарию или страны Прибалтики, которые ничего не имеют. Но там целенаправленно реформируется экономика. И эти страны наверняка скоро догонят другие. Вот недавно я был в Малайзии и узнал, что там добывают нефти примерно столько же, сколько и у нас, но там она на пятом или шестом месте в плане формирования бюджета, а у нас сейчас 30% ВВП - это доля от нефтедобычи.
    Раньше мы говорили, что СССР превратил Казахстан в свой сырьевой придаток, а, став независимыми, мы этот недостаток ликвидируем. Мы его не только не ликвидировали - Казахстан стал еще более сырьевой страной. И это огромная проблема для развития, которую надо решать.
Кроме того, природные ресурсы - питательная среда для коррупции, потому что нет прозрачности в сфере добычи ископаемых, в сфере заключения контрактов. Вообще полная зависимость экономики от нефти - вещь очень опасная. Кстати, это стало одной из причин и развала Союза. В 1980-х годах, когда в стране начался кризис, резко упала цена на нефть, и экономика развалилась, потому что она была привязана к нефти. Поэтому сейчас надо думать не о том, как накапливать деньги, а как рационально их можно было бы использовать. В противном случае мы станем нефтяными наркоманами. Поэтому в первую очередь надо развивать производство, создавать передовые технологии, то есть должна быть какая-то политика, как эффективно, с пользой для своей страны использовать эти деньги".
    По подсчетам ученых, казахстанской нефти хватит лет на 30-40. Срок совсем небольшой, но, к сожалению, у нас не задумываются, а что мы станем делать потом, когда нефтяная лафа закончится.
БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ?
    В бизнесе есть такое железное правило - деньги должны приносить еще большие деньги. Они должны работать на нас. Иначе это уже не наш бизнес. "Мне странно, что, имея свои деньги, правительство продолжает брать кредиты! - недоумевает Сергей Злотников. - А ведь эти кредиты потом придется отдавать. Где логика? Кстати, сейчас депутаты инициировали законопроект, который во многом напоминает инициативы партии "Ак жол". В частности, по увеличению рождаемости с выплатой соответствующих пособий, причем, достаточно значительных. Речь идет о порядка 45 тыс. тенге, причем предложена схема выплат в геометрической прогрессии - от одного ребенка до десяти. Кроме того, предлагается, чтобы каждый ребенок, рожденный в Казахстане, получал пособие в расчете девяти месячных расчетных показателей с рождения и до 18 лет".
    Еще несколько лет назад Олжас Сулейменов из своего прекрасного далека, по-моему, одним из первых предложил открыть на каждого новорожденного казахстанца счет в тысячу долларов, как в Арабских Эмиратах. За счет процентов к 18 годам накопится приличная сумма, которая может быть потрачена на образование, на покупку жилья и так далее. Сергей Злотников тоже считает, что деньги надо вкладывать в людей. Хотя если сегодня не позаботиться о людях, то что с ними будет завтра? Если этот фонд действительно рассчитан на будущие поколения, то неплохо было бы о них позаботиться уже сейчас. А то как бы не получилось, как в том анекдоте, когда бабушка умерла, вспороли мешок, и оттуда вывалились никому не нужные деньги.
Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад.

Елена Брусиловская

Hosted by uCoz