Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Экономика
№13(85)

Тщательнее надо!

Правительство уже не оспаривает факт, что им и Нацбанком в очередной раз были занижены основные макроэкономические параметры при утверждении бюджета-2004.

     Если говорить прямо, то исполнительная власть уже несколько лет подряд занимается элементарным обманом депутатов, прикрываясь так называемым реалистичным сценарием развития экономики, который спустя несколько месяцев становится фикцией. В этом году получается то же самое. ВВП, оказывается, вырастет не на 7%, а на 8%, среднегодовой курс тенге ожидается на уровне в 138,3 за доллар вместо 153,3. Последнее обстоятельство рикошетом бьет по репутации как Нацбанка, особенно его департамента анализа и статистики, так особенно по имиджу бывшего главного банкира Григория Марченко. Как можно ошибиться в краткосрочном прогнозе обменного курса в относительно стабильных условиях сразу на 15 тенге, или на 10%?! В итоге тайное вновь стало явным - как заявил министр экономики и бюджетного планирования РК Кайрат Келимбетов, доходная часть республиканского бюджета этого года будет перевыполнена на 27 млрд. тенге. Кстати, не лучшим образом выглядит сейчас и имидж главного плановика-экономиста страны - ведь его ведомство ошиблось с прогнозом цен на нефть как минимум на четверть! Так что в самый разгар предвыборной кампании правительству придется явиться в парламент, где ему дадут бой алкающие пиара депутаты, как это уже имело место накануне предыдущих выборов. Тогда прессинга не выдержал премьер Нурлан Балгимбаев, подавший в отставку.
     Как бы то ни было, есть смысл посмотреть, как идет исполнение еще не скорректированного бюджета на всех уровнях. Если взять государственный бюджет, объединяющий республиканский и местный бюджеты, то по состоянию на 1 марта поступления в него составили 196,3 млрд. тенге при расходах в 145,3 млрд. тенге. Таким образом, по итогам первых двух месяцев в казне сложился профицит в 51 млрд. тенге. Эта сумма до неприличия велика и равняется примерно годовому оборонному бюджету нашей страны. Кстати, финансирование самой обороны по-прежнему идет со значительным отставанием от плана - на нее за январь - февраль было потрачено только 4,6 млрд. тенге, тогда как должно быть как минимум вдвое больше.
     Часть профицита, приходящаяся на республиканский бюджет, составила на 1 марта 22,3 млрд. тенге при поступлениях в 148 млрд. тенге и расходах 125,7 млрд. тенге. Почти треть расходов приходится на социальное обеспечение и социальную помощь (35,3 млрд. тенге), затем, естественно, следуют затраты на общественный порядок и безопасность (8,8 млрд. тенге). Еще одна внушительная статья расходов правительства - официальные трансферты местным бюджетам, которые составили 22,6 млрд. тенге. Любопытно, что в данных по местным бюджетам минфин указывает иную сумму, полученную ими от центра, - 33,7 млрд. тенге. В свою очередь, от регионов в республиканский бюджет было получено таких трансфертов на 10,9 млрд. тенге, и здесь в финансовой статистике расхождений нет.
     В целом по местным бюджетам на 1 марта сложился профицит в 26 млрд. тенге при поступлениях в 93 млрд. тенге и расходах 67 млрд. тенге. На этом уровне лидируют расходы на образование (21,2 млрд. тенге) и здравоохранение (10,6 млрд. тенге).
     В ключевых для экономики регионах страны исполнение местных бюджетов за январь-февраль сложилось следующим образом. Столичный бюджет был исполнен с профицитом в 7,1 млрд. тенге, но эта величина образовалась искусственно за счет полученных Астаной официальных трансфертов в 8 млрд. тенге. От подати в республиканский бюджет столица, как известно, освобождена. Эта ноша возложена на Алматы и Атыраускую область, у которых центром было изъято соответственно 5,4 и 3,8 млрд. тенге. Выглядит это странно - ведь в бывшей столице нет ни нефти, ни других природных ресурсов, а отчисляет она в казну больше, чем нефтяная житница. Как видно из данных минфина, Алматы значительно опережает Атыраускую область по доходам местного бюджета. Зато по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство лидирует Астана - здесь было потрачено 3,4 млрд. тенге, тогда как в Алматы - всего 0,4 млрд. тенге, а в Атырауской области - 0,6 млрд. тенге. Не удивительно, что главный донор республиканского бюджета утопает в грязи и мусоре, задыхаясь от пыли и смога.

Берик ТЕМИРБАЕВ


Мимо кассы

Большой нефти с Кашагана еще нет, зато большие деньги от нее, точнее от ее отсутствия, уже вскоре пойдут.

     Увы, этих денег народу Казахстана не видать, и в казну они не попадут. Как пояснил министр финансов Ерболат Досаев, из 150 млн. долларов штрафа, наложенного на консорциум иностранных инвесторов за отсрочку начала промышленной добычи нефти с Кашагана, 100 млн. долларов сразу поступят в Национальный фонд. Деньги этой виртуальной структуры, как известно, хранятся и инвестируются исключительно за рубежом, в основном в ценные бумаги правительств и компаний развитых государств мира, включая, кстати, и нефтяные фирмы.
     Оставшиеся 50 млн. долларов, по словам министра, поступят в бюджет в виде бонуса. Однако и этих денег народу не видать - они отправятся целевым трансфертом в тот же Нацфонд. Картина получается и в самом деле бессмысленная - причитающиеся нам с западных инвесторов деньги в конечном счете в Казахстан не приходят, а остаются на том же Западе. Если бы этим беспределом занимался у нас конкретный бизнесмен и его фирма, то им бы сразу же занялась финансовая полиция вместе с налоговиками, ибо такие упражнения весьма походят на элементарное отмывание денег. А когда такими азартными играми занимается правительство, то международные организации расточают в его адрес комплименты по поводу достижений макроэкономической стабилизации и прогрессивных реформ.
     Весь вопрос теперь в том, смогут ли депутаты парламента и оппозиция предотвратить утечку за рубеж указанной огромной суммы. Как заявил г-н Досаев, правительство надеется получить эти деньги до 10 апреля. Как раз в это же время глава государства должен будет утверждать очередной годовой отчет Нацбанка, частью которого является и отчет об управлении средствами Нацфонда. Соответствующая информация должна поступить и в парламент. Для тех депутатов, которые уже начали свою избирательную кампанию, это послужит отличным поводом для пиара.

Берик ТЕМИРБАЕВ


"Народный" стал "отановским"

     Главной сенсацией стало избрание председателем Совета директоров банка Александра Павлова, бывшего первого вице-премьера. Напомним, что за две недели до этого на съезде партии "Отан" он был избран заместителем ее председателя по предложению главы государства, лидера этой партии. Поэтому можно не сомневаться в том, что именно с подачи главы государства г-ну Павлову была дарована синекурная должность в этом формально частном банке, который теперь наверняка будет играть важную роль в финансировании как текущей деятельности "Отана", так и избирательной кампании правящей партии.
Напомним, что со своего поста в правительстве Александр Павлов ушел в январе этого года по собственному желанию, освободив эту вакансию для Григория Марченко. Это не первый его уход из правительства - ранее он был делегирован в корпорацию "Казахмыс", которая также считается надежным бастионом "Отана" и спонсором этой партии. Одним из итогов деятельности г-на Павлова в "Казахмысе" стал окончательный переход этой компании в частные руки. Что касается важнейших результатов производственной деятельности корпорации, то в основном при Александре Павлове они шли вниз. Надо полагать, эта печальная участь не постигнет теперь "Народный банк Казахстана". В этой связи нельзя не отдать должное прежней команде менеджеров банка, выведших его из предкоматозного состояния, в котором "Народный" оставил Карим Масимов, нынешний советник главы государства. Только в прошлом году эта команда увеличила чистую прибыль банка почти вдвое по сравнению с 2002 годом - до 5 млрд. тенге! Кроме того, по объему депозитной базы и срочным вкладам частных лиц банк является лидером на внутреннем рынке. Это, безусловно, весьма пригодится "Отану" на предстоящих выборах - ведь базы данных клиентов "Народного", а также аффилиированного с ним одноименного пенсионного фонда и других финансовых структур могут быть использованы партийными политтехнологами.
     В назначении Александра Павлова главой "Народного банка Казахстана" есть еще один любопытный ракурс. Напомним, что в начале года "Народный" повел себя неадекватно своему названию, хотя и вполне в соответствии с законами бизнеса. Неожиданное решение тогдашнего руководства банка ввести тариф за обслуживание текущих счетов физических лиц в размере 50 тенге в месяц выглядело антинародным и вызвало бурю возмущения, особенно среди пенсионеров. Чтобы разрядить ситуацию, пришлось менять руководителя банка - вместо Кайрата Сатылганова, после его вызова на "ковер" к главе государства, в "Народный" из системы "КазМунайГаза" пришла Асия Сыргабекова. Затем правительство изыскало резервы для компенсации потерь "Народного" через увеличение тарифа комиссионного вознаграждения по выплате пенсий и пособий. А теперь в банк прислали высокопоставленного комиссара, облеченного к тому же высокими партийными полномочиями. Кажется, такие методы уже использовались в прошлом веке большевиками. А может, это просто совпадение.

Михаил Юрьев

Hosted by uCoz