НЕМЕЦКОЕ КАЧЕСТВО
К сведению спонсоров и меценатов,
отдающих предпочтение артистам-соотечественникам, имеющим ПМЖ за рубежом,
на казахстанском небосклоне появилась скрипачка Меруерт ТУЯКБАЕВА,
продемонстрировавшая в недавнем концерте неплохую немецкую скрипичную
школу.
Если верить представленным рекламным
буклетам, то Туякбаева имеет множество призов и премий всевозможных
международных конкурсов и фестивалей. Лауреат международного конкурса
в Узбекистане, обладатель приза за виртуозность конкурса скрипачей
в Екатеринбурге, победитель конкурса "Concerto Competition"
в Интерлохен (США). А также обладатель премий фонда Фридриха-Юргена-Зеллхайма,
Брауншвайгского Камерного музыкального подиума... В ее послужном списке
имеются многочисленные концертные выступления по Европе, сотрудничество
со многими выдающимися дирижерами и творческими коллективами Цюриха,
Гамбурга, Варшавы, Геттингена...
Мой вопрос, что она исполнит еще, кроме Брамса,
поверг ее в изумление: "А разве одного концерта Брамса вам мало?".
В свою очередь, весьма был удивлен и я: "Представьте себе, мало!".
Разве на Западе уже принято выступать на концертах всего лишь с одним
произведением и выходить на публику в повседневной будничной одежде
- черных брюках и соответствующего цвета блузке?..
Признаться, Меруерт Туякбаева предпочла особо
не распространяться о личной жизни, и кто явился спонсором и организатором
ее выступления в Алматы. Удалось лишь выяснить, что она замужем и
живет в Мюнхене ради работы и творческого развития.
В 1994 году ученице профессора Патрушевой колледжа им. Байсеитовой
удалось убедить представителей фонда Олжаса Сулейменова в ее дальнейшем
обучении за рубежом. Выделенных средств едва хватило на несколько
курсов обучения. Так что консерваторию и аспирантуру в Ганновере Туякбаева
заканчивала на средства родителей и супруга.
Во втором отделении концерта Государственный симфонический оркестр
исполнил "Симфонические пляски" Сергея Рахманинова. За дирижерским
пультом стоял народный артист РК Толепберген Абдрашев.
Серик Медетов
Писанные... пальцем
Тотально-спонтанное невинное пальчиковое искусство
продемонстрировала на своей персональной выставке "Экстаз прикосновения-3"
алматинка Майра КУРМАНОВА.
Мастерская Майры Курмановой
занимает целый бойлерный этаж здания: трубы под потолком, с которых
вода капает на голову, за шиворот... Полумрак и свечи, расставленные
по углам, по словам Майры, символизируют тепло, огонь, очищающие человека
от скверны...
Филолог по образованию, Майра Курманова двадцать лет проработала преподавателем,
пока с ней не случилась трагедия. Несколько операций, две клинические
смерти... Два с половиной года назад она с помощью йоги пришла к живописи,
ставшей для нее выходом из проблем, из тупика и потребностью духовно
возрождаться. По ее мнению, именно йога раскомплексовывает человека
перед страхом смерти и жизни. Майра рисует указательным пальцем импульсивно.
Ее картины абсолютно гладкие, к ним разрешается прикоснуться.
В творчестве Майры наблюдается абсолютная
безлюдность и гармония, где взаимно перекликаются маленький букетик
и космические программы.
"Искусство XX века построено на деструкции:
человек страдает, бьется в силках социальных проблем, - говорит искусствовед
Ирина Юферова. - И когда встречаешь художника, который, несмотря на
все это, видит, что мир чудесен, можно считать, что тебе повезло.
Золотая осень, нежное небо... И становится неважно, чем она пишет
- пальцем или пяткой... Мне известно, что картины делают еще и мастерком,
высекают долотом на скале или рисуют на компьютере... Важно то, что
ты хочешь сообщить людям!".
Ержан Бектурганов