Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Культура
№13(85)

НЕМЕЦКОЕ КАЧЕСТВО

К сведению спонсоров и меценатов, отдающих предпочтение артистам-соотечественникам, имеющим ПМЖ за рубежом, на казахстанском небосклоне появилась скрипачка Меруерт ТУЯКБАЕВА, продемонстрировавшая в недавнем концерте неплохую немецкую скрипичную школу.

    Если верить представленным рекламным буклетам, то Туякбаева имеет множество призов и премий всевозможных международных конкурсов и фестивалей. Лауреат международного конкурса в Узбекистане, обладатель приза за виртуозность конкурса скрипачей в Екатеринбурге, победитель конкурса "Concerto Competition" в Интерлохен (США). А также обладатель премий фонда Фридриха-Юргена-Зеллхайма, Брауншвайгского Камерного музыкального подиума... В ее послужном списке имеются многочисленные концертные выступления по Европе, сотрудничество со многими выдающимися дирижерами и творческими коллективами Цюриха, Гамбурга, Варшавы, Геттингена...
    Мой вопрос, что она исполнит еще, кроме Брамса, поверг ее в изумление: "А разве одного концерта Брамса вам мало?". В свою очередь, весьма был удивлен и я: "Представьте себе, мало!". Разве на Западе уже принято выступать на концертах всего лишь с одним произведением и выходить на публику в повседневной будничной одежде - черных брюках и соответствующего цвета блузке?..
    Признаться, Меруерт Туякбаева предпочла особо не распространяться о личной жизни, и кто явился спонсором и организатором ее выступления в Алматы. Удалось лишь выяснить, что она замужем и живет в Мюнхене ради работы и творческого развития.
В 1994 году ученице профессора Патрушевой колледжа им. Байсеитовой удалось убедить представителей фонда Олжаса Сулейменова в ее дальнейшем обучении за рубежом. Выделенных средств едва хватило на несколько курсов обучения. Так что консерваторию и аспирантуру в Ганновере Туякбаева заканчивала на средства родителей и супруга.
Во втором отделении концерта Государственный симфонический оркестр исполнил "Симфонические пляски" Сергея Рахманинова. За дирижерским пультом стоял народный артист РК Толепберген Абдрашев.

Серик Медетов


Писанные... пальцем

Тотально-спонтанное невинное пальчиковое искусство продемонстрировала на своей персональной выставке "Экстаз прикосновения-3" алматинка Майра КУРМАНОВА.

    Мастерская Майры Курмановой занимает целый бойлерный этаж здания: трубы под потолком, с которых вода капает на голову, за шиворот... Полумрак и свечи, расставленные по углам, по словам Майры, символизируют тепло, огонь, очищающие человека от скверны...
Филолог по образованию, Майра Курманова двадцать лет проработала преподавателем, пока с ней не случилась трагедия. Несколько операций, две клинические смерти... Два с половиной года назад она с помощью йоги пришла к живописи, ставшей для нее выходом из проблем, из тупика и потребностью духовно возрождаться. По ее мнению, именно йога раскомплексовывает человека перед страхом смерти и жизни. Майра рисует указательным пальцем импульсивно. Ее картины абсолютно гладкие, к ним разрешается прикоснуться.
    В творчестве Майры наблюдается абсолютная безлюдность и гармония, где взаимно перекликаются маленький букетик и космические программы.
    "Искусство XX века построено на деструкции: человек страдает, бьется в силках социальных проблем, - говорит искусствовед Ирина Юферова. - И когда встречаешь художника, который, несмотря на все это, видит, что мир чудесен, можно считать, что тебе повезло. Золотая осень, нежное небо... И становится неважно, чем она пишет - пальцем или пяткой... Мне известно, что картины делают еще и мастерком, высекают долотом на скале или рисуют на компьютере... Важно то, что ты хочешь сообщить людям!".

Ержан Бектурганов

Hosted by uCoz