Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Homo Politicus

Простые арифметические действия

Их производят казахстанские политики и политологи, пытаясь выяснить, когда стране предстоит выбирать президента

Конституция республики, регламентирующая самый важный политический акт, допускает двойное толкование. В обществе разгорается спор: состоятся выборы главы государства в декабре 2005-го или в декабре 2006 года. Вместе с оппозиционерами и сторонниками нынешней власти прибавлял и отнимал годы президентского правления обозреватель “Эпохи” Илья АГАЕВ.

Буква Основного закона

Начало спору положило письмо заместителя председателя Центральной избирательной комиссии К. Турганкулова директору казахстанского представительства Международного республиканского института США Дане Стюарт. На простой вопрос американки “Когда пройдут выборы в вашей стране?” чиновник ответил, что “очередные выборы президента Республики Казахстан должны состояться 3 декабря 2006 года”. Получается, что Нурсултан Назарбаев, вступивший в должность в январе 1999 года, будет править страной не семь лет, как это прописано в Конституции, а без малого восемь.

Версию г-на Турганкулова, которую можно считать официальной, подтвердил в своем недавнем интервью газете “Экс­пресс К” и советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев.

- Есть Конституция, там все четко и ясно расписано, – сказал он. – Выборы состоятся в декабре 2006 года. И оппозиция, кстати, готовится с учетом именно этих сроков.

Однако сами лидеры оппозиции считают, что выборы должны состояться уже в этом году.

Виной неразберихе – буква Основного закона. Конституция Казахстана определяет дату волеизъявления (первое воскресенье декабря), дату принесения присяги, то есть официального вступления в должность народного избранника (вторая среда января), и срок окончания полномочий предыдущего главы государства – одновременно с вступлением в должность новоизбранного лидера нации.

Предыдущие выборы главы государства должны были состояться в 2000 году. Однако летом 1998-го Россия объявила дефолт, а в “новых тиграх” Юго-Восточной Азии разразился небывалый экономический кризис. В то же время внутренняя обстановка в Казахстане была накалена почти до предела. Предприятия простаивали, население стремительно нищало, многомесячные задержки с выплатами зарплат и пенсий считались вполне привычным явлением. На фоне возросшей гражданской активности ясно вырисовывалась перспектива гражданского же неповиновения.

Экономические неприятности соседей грозили отразиться и на Казахстане. В этих условиях власть решилась на проведение досрочных выборов, предполагая, что дальше будет только хуже. Никто не знал, что совсем скоро мировые цены на нефть достигнут почти заоблачных высот, и это станет локомотивом дальнейшего развития республики.

В итоге 10 января 1999 года Нурсултан Назарбаев был переизбран на семь лет и через 10 дней принес присягу. Таким образом срок полномочий президента истечет 20 января 2006 года. В Конституции не записано, что выборы проводятся каждые семь лет и, судя по всему, сторонники официальной версии полагают, что голосование состоится после истечения семилетнего срока правления Нурсултана Назарбаева. Однако каков в этом случае будет его статус с января по декабрь – неизвестно.

Зависший между небом и землей президент станет причиной противоречия двух норм Конституции. Семь лет закончились, значит, первое лицо страны теряет легитимность. Однако новый глава государства в должность не вступил, следовательно, полномочия прежнего лидера нации еще не закончились. Власти Казахстана с помощью всегда к ним покладистого Конституционного совета легко смогут истолковать эту двойственность в любую сторону.

Обеднённая оппозиция

Одно из основных правил политической жизни гласит: выборы следует проводить в максимально благоприятное время. Именно поэтому законодательство многих стран, в том числе и Казахстана, предусматривает возможность досрочного голосования, которым и воспользовались власти республики во время предыдущих выборов главы государства.

Сегодня такой необходимости нет – 2005 год обещает быть благоприятным для Нурсултана Назарбаева. Периодически вспыхивающие страсти по “Казахгейту” в последнее время приутихли. Суд в Нью-Йорке над небезызвестным Дж. Гиффеном перенесен на следующий год. Обвинения в авторитаризме, притеснениях свободы слова, политической мотивированности уголовных дел против лидеров оппозиции, которые совсем недавно звучали с трибун всевозможных западных организаций демократической направленности, сейчас почти не слышны. Мировые цены на главное богатство Казахстана – нефть в обозримом будущем падать не собираются, а значит, бурно развивающаяся экономика страны серьезным потрясениям в ближайшее время не подвергнется.

Но самое главное заключается в том, что оппозиция, воодушевленная было победой идеологических собратьев на Украине и в Грузии и на волне победных настроений принявшаяся было объединяться, за послед­ние несколько месяцев серьезно ослабила свои позиции. Благодаря политически мотивированному, по мнению демократов, судебному процессу объявлена вне Основного закона и удалена с игрового поля одна из серьезных оппозиционных партий страны – “Демократический выбор Казахстана”.

Руководители этой организации, чей лидер Галымжан Жакиянов уже три года находится за решеткой, намерены сохранить структуру политобъединения и добиться перерегистрации. Учитывая, что у властей к “Демвыбору” “особенное” отношение, эта затея больше напоминает утопию, нежели реальный план действий.

Другая структура, которая могла бы выдвинуть альтернативного действующему президенту сильного кандидата – партия “Ак жол”. Однако тлевшее между ее лидерами противостояние несколько недель назад вспыхнуло в полную силу, и сейчас организация фактически раскололась на две части. Одна часть партийного актива настаивает на скорейшем объединении всех демократических сил страны и готова выделять для этого все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, другая считает, что такие действия повредят “Ак жолу”, который в этом случае получит меньше, чем вложит. Положение дел в партии должен решить съезд. Независимо от того, чья точка зрения возобладает, время, возможно, будет уже упущено. Месяцы, которые могли бы пойти на подготовку к выборам, уйдут на малополезные внутренние дискуссии.

Коммунистическая партия Казахстана – единственная среди оппозиционных структур, имеющая опыт президентских выборов. В гонке 1999 года за главное кресло страны лидер коммунистов Серикболсын Абдильдин занял второе место. И это при почти полном отсутствии материальных ресурсов, практически не прерывавшейся информационной блокаде и мощном административном давлении. За последние годы материальное положение марксистов изменилось мало, собственными медиа-холдингами они также не обзавелись, поэтому всерьез рассчитывать на победу КПК не приходится.

Однако если сторонники демократического пути развития Казахстана в ближайшее время все же сумеют объединиться и выдвинуть единого кандидата, то шансы оппозиционеров на победу резко возрастут. Именно поэтому сейчас в спешном порядке ведется работа по созданию движения “За справедливый Казахстан”, которое, по задумке организаторов, станет официальным юридическим лицом всей демократической оппозиции. Тем более что база для объединения уже есть – это недавно разработанный проект новой Конституции республики.

1999+7=2006?

Естественно, что властные политтехнологи осознают свое нынешнее преимущество перед оппозицией. Не воспользоваться им было бы просто глупо, тем более для такого опытного политика, как действующий президент, который добился власти еще в советские времена и сумел сохранить ее в течение 15 лет.

Некоторые события, происходящие в стране, позволяют предположить, что власть все-таки намерена провести выборы уже в конце этого года. Во-первых, заметно раньше, чем в другие годы, президент выступил со своим ежегодным Посланием к народу. Многие наблюдатели отметили, что это выступление главы государства напоминает предвыборную программу. На политические инициативы оппозиции Назарбаев ответил мощным усилением социальной политики государства. Гражданам обещано недорогое жилье, планируется резко увеличить выплаты пенсионерам и студентам, а также значительно повысить зарплаты бюджетникам и госслужащим.

Однако традиционными предвыборными “взятками” власть не ограничилась. Режим попытался перехватить инициативу у своих противников, объявив о предстоящих политических реформах. Усиление роли законодательного собрания – одно из основных требований демократов – нашло отражение в президентской речи. Конечно, ни о какой парламентской республике, о которой мечтают оппозиционеры, речь не идет, но какой процент избирателей будет вникать в эти тонкости?

Выборность акимов, которой оппозиционеры добиваются в течение нескольких лет, также, по словам президента, должна стать реальностью. Однако решать судьбу глав администраций народу предстоит не сразу, а когда-то в будущем.

И, наконец, глава государства собственноручно снял табу с разговоров об изменении Конституции. До этого Основной закон для чиновников всех мастей был “священной коровой”, и публичные рассуждения о его модернизации в кругу госслужащих приравнивались чуть ли не к государственной измене.

Все эти факты говорят о серьезной работе, которую власть ведет в целях продления своих полномочий еще на семь лет. Однако с какого момента пойдет отсчет этим годам, точно пока не ясно. Согласно Конституции, о предстоящих выборах должно быть объявлено не позже, чем в августе. Если в Основном законе опять не найдется какой-нибудь лазейки.


С исключительной дерзостью и особым цинизмом

Кто на этой планете боится честных выборов?

Мировая история не знает примеров продления президентских полномочий из-за разночтений Конституции, подобных казахстанским. Зато референдум как способ сохранения власти – далеко не казахстанское изобретение. В последнее время этот трюк становится все более модным в странах с переходной моделью политического устройства.

Первопроходцем на территории СНГ стал отец всех туркмен Сапармурад Ниязов. Референдум был проведен в 1994 году и давал право туркменскому лидеру править страной до 2002 года. Однако уже в 1999-м Ниязова избрали пожизненным президентом Туркмении.

1995 год – рекордный. Одновременно с Нурсултаном Назарбаевым через всенародный опрос увеличили сроки своего правления узбекский лидер Ислам Каримов (на пять лет) и президент Ирака Саддам Хусейн (на семь лет). В 2002 году последний повторил свой успех, набрав 100 процентов голосов.

В 1996 году в результате референдума, инициированного Верховным советом Белоруссии, на полтора года продлены полномочия депутатов парламента, местных советов и президента Алек­санд­ра Лукашенко.

В 1999 году опытом соседей по Центральной Азии успешно воспользовался таджикский лидер Эмомали Рахмонов.

Всенародный опрос в 2002 году продлил полномочия П. Мушаррафа на пять лет – “с целью завершения начатых реформ”.


Обман или заблуждение?

Верить заявлениям власти – себя не уважать

 

Поток политических новостей, выливаемый на головы казахстанцев властью, стал увеличиваться в арифметической прогрессии. Приближенные к трону лица, обгоняя друг друга, говорят сначала о том, что Послание есть не что иное, как предвыборная программа, потом откладывают президентские выборы на декабрь следующего года, затем даже уточняют число.

Напомним, на прошлой неделе заместитель председателя Центризбиркома на всю страну заявил о том, что выборы президента РК должны состояться не ранее декабря 2006 года. Затем неутомимый советник ныне действующего президента уточнил слова своего соратника по лагерю, заложив в души казахстанцев священную дату – 03.12.06. Официальным заявлением власти, конечно, это считать не стоит. Новейшая история нашего Отечества показывает, что она может с легкостью отречься даже от более официальных, за­протоколированных высказываний.

Впрочем, дадим слово нашим политическим деятелям, среди которых мы провели блиц-опрос по заданной теме.

Ирина Савостина была лаконична:

- Не вызывает никаких сомнений, что Послание президента народу Казахстана является его предвыборной программой. Этим все сказано. Что же касается сроков проведения выборов главы государства, то, видимо, ему одному ведомо, когда этот срок придет .

Булат Абилов ответил, как говорится, и в шутку, и всерьез:

- Это очередной обман народа. Разве можно считать нас дураками, людьми, которые не могут произвести простые арифметические действия? Прибавьте к 10 января 1999 года семь лет, получится 10 января 2006 года. Значит, выборы должны состояться до этого срока, после которого он просто становится нелегитимным.

При этом необходимо учитывать, что вполне возможен второй тур, и до конца года должен быть избран новый глава государства. И в январе, когда будет закончено очень “демократичное” пятнадцатилетнее правление Нурсултана Абишевича, он должен передать власть другому человеку.

Дошло до анекдотичного случая. Во время своего недавнего визита в Астану председатель ОБСЕ Рупель встречался с представителями политических партий. Накануне я достал из Интернета график выборов (по информации ОБСЕ) на 2006 год – Казахстана там не было! После того как господину Рупелю была объяснена ситуация, он обратился за разъяснениями к Амангельды Ермегияеву.

Зампред “Отана” объяснил, что если выборы состоятся в декабре текущего года, то президент не досидит две-три недели до конца срока. Побойтесь бога! 15 лет сидит, а вы боитесь, что пару недель “не досидит”.

А председателю ОБСЕ мной был задан один риторический вопрос: “Как может страна называть себя демократической, если у власти все пятнадцать лет стоит один и тот же человек, и все у него считается первым сроком?”

Маржан Аспандиярова буквально накануне нашего разговора приехала из соседнего Кыргызстана, где несколько недель наблюдала за проходящими там парламентскими выборами. Так что о происходящих внутриполитических событиях она узнала от нас, но, тем не менее, не выразила какого-либо удивления относительно происходящего:

- Вполне вероятно, что выборы могут состояться уже в этом декабре. Все, что предпринимает власть, надо принимать с точностью до наоборот. Для власти, для Назарбаева сейчас более чем благоприятный момент для проведения выборов. Понятно, что партия “Отан”, фактически начавшая избирательную кампанию сразу после прошлогодних выборов в мажилис, сейчас усиленно аккумулирует все свои ресурсы.

Власть все просчитывает, кроме одного – кредит доверия к ней уменьшился, он практически исчерпан. Сейчас время сгруппироваться и быть готовыми к этим выборам.

Сабит Жусупов припомнил, что эта тема была поднята еще некоторое время назад:

- Вроде бы выборы должны все-таки состояться в конце нынешнего – начале следующего года. Но вот месяца три-четыре назад появилась интересная статья В. Воронова в газете “Мегаполис”. В ней, ссылаясь на закон, на Конституцию и прочее, путем каких-то замысловатых арифметических выкладок он выдвинул дату – декабрь 2006 года. Тогда стало понятно, что власти оставляют за собой такую возможность.

Все это делалось очень опытным юристом. С одной стороны, это однозначно противоречит здравому смыслу. С другой – эти вещи очень хитро продуманы.

На самом деле, это достаточно рискованная затея – провести выборы 3 декабря 2006-го. Поэтому, я думаю, что это своеобразная проба пера – через СМИ, общественное мнение и т. п. проверить, как отреагирует на это народ.

Гульжан Ергалиева выразилась, как всегда, четко и ясно:

- Это чистейшей воды дезинформация. Судя по тому, как ведет себя власть по отношению к оппозиционным партиям и независимым СМИ, сейчас идет масштабная работа по расчистке политического поля для предвыборной кампании президента Нурсултана Назарбаева в этом году.

Ведь если выборы проводить в декабре 2006 года, то он 11 месяцев будет находиться в нелегитимном положении. Это они прекрасно понимают, и никаких оправданий этому нет. Поэтому я на 99 процентов уверена, что выборы состоятся в текущем году.

Судя по содержанию Послания, сейчас фактически, как выразился Галымжан Жакиянов, идет тотальный подкуп населения для привлечения электорального интереса.

В то же время я не считаю это официальным заявлением властей. Мало ли что сказали советник президента и заместитель председателя ЦИКа. Это все может сойти на частное мнение отдельных лиц, так как ни президент, ни парламент своего официального заявления по поводу президентских выборов не высказали. А нужно это все для того, чтобы создать эффект внезапного удара по оппозиции, которая будет ждать выборов в 2006-м и не успеет подготовиться.

Что же касается народа, то он у нас ко всему “готов”: с ним никто не советуется, его мнения никто не спрашивает. Так что все эти иллюзии и сказки, что выборы пройдут в следующем году, мягко говоря, далеки от реальности.

* * *

В принципе, никто не сомневался, что наши политически подкованные сограждане клюнут на очередную наживку, как бы невзначай брошенную режимом. Можно было бы, конечно, простить случайно оговорившихся (или, все же, проговорившихся?) госслужащих, но почему-то не хочется. Да и перед мировым сообществом опять стыдно будет.

Разве можно даже теоретически представить, как советник президента США или Франции с честным взглядом переносит выборы на год? Хотя у них район­ные суды партии не закрывают, дочери президентов государственными телеканалами не управляют, а главы государств по
15 лет на своем кресле не сидят. Так что сравнивать приходится только с собой.

Конечно, понятно, что привыкли мы к старому президенту, который правил еще советским Казахстаном с партбилетом в кармане. Это как старые домашние тапочки – и ноги привыкли, и выбрасывать жалко. Впрочем, кого-то эти тапки продолжают неплохо греть, а кто-то без них вообще босоногим может оказаться.

Но дело-то в том, что большинству эта донельзя изношенная обувь порядком надоела, и принудительно продлевать срок ее хранения было бы неправильным делом. И уже совсем не имеет значения, была ли у кого-нибудь из представителей власти “двойка” по математике, или он не вчитывался в созданный своим же Большим Начальником Основной закон, обман остается обманом.

Мирас Нурмуханбетов

Hosted by uCoz