Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
  Расписание на завтра

Готовы пойти “по трубам”

Казахстан в борьбе за экспортные направления

Начать строительство нового нефтемаршрута теперь “зовет труба” – на минувшей неделе была отгружена первая часть заказа международного транспортного проекта Атасу–Алашанькоу. В Казахстан пришли челябинские трубы.

Это событие наверняка осталось бы незамеченным, если бы запах китайской “нефтяной кухни” не вызывал такого стойкого отвращения у западных инвесторов. Считается, что именно от них зависит жизнеспособность восточного направления. Однако некоторые инициативы республики показывают, что западные инвесторы стремительно теряют свои позиции в республике. В месторождении слухов и домыслов относительно перспектив трубопровода копался обозреватель “Эпохи” Михаил ПАК.

Скоростной маршрут

“Восточным экспрессом” (наполовину всерьез, наполовину в шутку) называют источники, близкие к нефтяным кругам, маршрут трубопровода, направляющегося в Китай. Определение считается весьма точным и емким: лоббисты западных компаний в Астане имеют в виду убийственную скорость принятия решений в отношении проекта, который возник на пустом, вроде бы, месте – изначально соглашения с Поднебесной производили впечатление всего лишь декларации намерений.

Все инициативы, касающиеся маршрута Атасу-Алашанькоу сопровождались невиданным шумом в среде западных добывающих и сервисных компаний, работающих в Казахстане. Не меньше недоумевали в соседней России и странах Ближнего и Дальнего Востока. Проект внезапно для всех оказался очень “быстрым на подъем” – начало строительства трубопровода намечено на март 2005 года, а полное введение маршрута в эксплуатацию – на конец 2006 года.

При этом казахстанская сторона активно стремится выполнить свои обязательства по заполнению трубы, которая все четче обретает перспективы. Стремление Казахстана поскорее решить для себя вопросы, связанные с обеспечением гарантий китайской стороне, вполне понятно – к примеру, основными различные источники называют геополитические выгоды: нефтяная роль республики с введением этого маршрута увеличивается – Казахстан становится, по сути, более независимым экспортером углеводородов на Восток. Более того, проложенным маршрутом республика фактически заявляет о своих претензиях на завоевание все еще не занятого рынка динамично развивающейся в последние годы Юго-Восточной Азии. Кроме того, в краткосрочной перспективе республика получает в свой актив альтернативный западному маршрут, который вполне может стать одним из главных козырей во внешнеполитической доктрине республики.

И самое, пожалуй, главное – благодаря этой трубе Казахстан сможет избавиться от слишком уж навязчивой опеки западных компаний и диктата по условиям получения инвестиций и установления национального налогового режима. Кроме того, уменьшится и зависимость от монопольного влияния России на транзит казахстанской нефти через свою транспортную систему на мировые рынки.

Однако есть у проекта и проблемы. Китайское направление необходимо обеспечивать нефтью. А в условиях, когда все сырье Каспийского региона расписано практически “до барреля” до самого 2012 года, возникают сомнения в способности республики найти необходимое количество сырья для Поднебесной.

Трубный запах

Но здесь оказывается, что задумываться о наполнении китайской трубы пока рано: в силу малой геологической изученности региона о конкретных запасах Каспия говорить сложно. Конкретика обещает появиться только к 2012–2015 году, когда будут завершены основные геологоразведочные работы по программе освоения Каспийского моря.

Впрочем, кое-какими запасами Казахстан похвастать может. В первую очередь это касается открытых международным консорциумом месторождений Кашаган, Каламкас-море, Актоты и Кайран. Кроме того, активно развиваются Тенгизский и Карачаганакский проекты, которые в совокупности способны дать колоссальное количество нефти.

Однако ответа на вопрос о китайской нефти перспективы Каспия не дают: для транспортировки большинства каспийских углеводородов достаточно будет расширенной сети Каспийского трубопроводного консорциума. Пока же не совсем ясно, откуда республика собирается брать сырье даже для участия в амбициозном политическом проекте “Баку–Тбилиси–Джейхан”.

Этот трубопровод, напомним, – весьма дорогостоящая задумка вашингтонской администрации, призванная ослабить влияние России в регионе и заодно “подкормить” транспортными деньгами стратегических союзников – Турцию и Грузию. Изначально через него должна была идти азербайджанская нефть, однако после краха нефтяной мечты Баку (нефти с азербайджанской части Каспия может хватить в лучшем случае только на 10 полных лет из 40 лет действия трубопровода) проект оказался, мягко говоря, нерентабельным и более того – бессмысленным. Поэтому главным наполнителем трубы был избран Казахстан, который на словах декларирует желание принять посильное участие в БТД, но всячески затягивает подписание различных документов с Азербайджаном, предпочитая использовать трубопровод, как один из рычагов давления на Кремль.

Не совсем, правда, ясно, какими именно цифрами руководствуется Астана, соглашаясь на (пусть даже гипотетическое) участие в вашингтонской трубе. Доказанной Бонанзы запасов у республики пока нет и “черного золота Маккены” пока не предвидится. Ведь, даже если Россия все-таки возьмет практику ограничения доступа казахстанской нефти в собственные трубы (периодически РФ так поступает в пользу отечественных компаний) себе за правило, найти 20 млн. тонн нефти в год – задача не из самых легких. Теоретически, сырье найти можно: по рассказам некоторых специалистов, занимающихся этими вопросами, Кашаган способен “высвободить” такое количество сырья в 2008 году. Но если соглашения с Баку все же будут подписаны (а по сведениям информированных источников это вполне возможно – в обмен на лояльность Запада на президентских выборах), китайскому направлению придет “труба”. Изыскать больше 20 млн. тонн “свободной” нефти в год для Казахстана – нереально.

Астана здесь
правит бал

Однако совсем недавно появился слух (частично высказанный несколькими СМИ) о том, что Атасу-Алашанькоу готовится стать приоритетным направлением для Астаны – дескать, это на сегодняшний день политический выгодный маршрут, и Астане терять его было бы глупостью. Частично слух подтверждается и на правительственном уровне – достаточно вспомнить увеличившуюся скорость принятия нефтяных решений неповоротливой в обычное время бюрократической машины Казахстана.

По мнению некоторых экспертов, Астана вполне может попытаться проигнорировать интересы американских партнеров в угоду китайским: не подписывать соглашения по Баку–Тбилиси–Джейхан, а весь высвободившийся нефтяной потенциал направить в сторону Алашанькоу. И по слухам, даже договоренность такая уже имеется. А все заявления Астаны относительно проамериканского проекта – не более чем попытка протянуть время для того, чтобы не злить Вашингтон перед президентскими выборами.

Частично эту версию подтверждает российское отношение к “китайской грамоте” геополитики. Обычно ревнивый по отношению к самостоятельности Казахстана в нефтяных вопросах Кремль как-то очень уж вяло отреагировал на совместную казахстанско-китайскую инициативу – даже несмотря на то, что республика с новым трубопроводом выходит из под опеки Москвы. И более того, российское руководство предложило сотрудничество, попытавшись активно включиться в нефтяную игру с Китаем в роли главного импортера углеводородов.

И нет сомнений, что последние атаки Казахстана на иностранных инвесторов связаны именно с активизацией усилий по “проталкиванию” китайского направления – вспомните один только Закон о “ползучей национализации” и конфликт с консорциумом Agip KCO относительно покупки доли British gas. Кстати, государственное участие в консорциуме – операторе Кашаганского месторождения – сможет обеспечить гарантии китайской стороне (около 10 тонн нефти в год). И судя по всему, эти гарантии официальная Астана готова предоставить новым партнерам “по-любому”. Очень, знаете ли, показательны законодательные инициативы республики: не так давно, вспомните, был даже принят закон, который дает Казахстану приоритетное право в покупке доли British gas. Он прямо противоречит некоторым пунктам Соглашения о разделе продукции на Каспии. А ведь до недавнего времени СРП был ключевым документом, практически “несгораемой бумагой”!

Но теперь, похоже, у Астаны появился реальный противовес Западу.

Hosted by uCoz