Пора домой?
Грузины по-прежнему не научились воевать. А американцы по-прежнему не научились петь. Причиной тому по сей день являются расположенные на грузинских просторах российские военные базы. Вот уже сколько времени стоит у руля независимой кавказской республики “розовый” президент Михаил Саакашвили, обещавший в момент решить все самые наболевшие грузинские проблемы, а воз, в лице российских военных, и ныне там.
Вот и последний визит министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова не принес грузинскому руководству желаемых результатов. К тому же поездка главы МИД РФ в Тбилиси сопровождалась довольно неприятным инцидентом. Дело в том, что руководитель дипломатического ведомства северного соседа отказался посещать мемориал грузинских военных, погибших в борьбе за территориальную целостность страны.
Грузинская сторона, конечно же, обиделась до глубины души и понизила характер визита российского министра с официального до рабочего. Чем еще больше накалила обстановку на переговорах относительно вывода российских войск с территории Грузии. Разъяренные грузинские парламентарии даже грозились объявить российских военных “вне закона”.
Уж какие меры воздействия собираются применить коллеги Михаила Саакашвили к подопечным министра обороны РФ Сергея Иванова неизвестно, но в любом случае их заявления могут вызвать только снисходительную улыбку.
О том, как грузинская армия способна вести боевые действия, в свое время наглядно продемонстрировал конфликт в мятежной республике Абхазия. Тогда вооруженные силы Грузии вынуждены были признать свою несостоятельность. И это при том, что действующей грузинской армии противостояли обычные ополченцы.
Кроме того, подобного рода заявления могут сыграть с грузинским руководством довольно злую шутку. Конечно же, речь не идет об открытом противостоянии двух армий – такой вариант развития событий абсурден по определению.
У Москвы есть сотни, а то и тысячи других способов охладить пыл горячих кавказских парней, начиная от “энергетической дубинки”, которой Кремль и так периодически пользуется, и заканчивая выдворением огромного числа граждан Грузии с территории Российской Федерации, что нанесет Тбилиси куда более ощутимый урон, нежели российские штурмовики.
Пока же депутаты грузинского парламента лишь обещают поставить вопрос так называемого “ренаусмента”, то есть блокирования российских баз, Москва требует у своих оппонентов еще и профинансировать вывод своих же военных. А как вести переговоры в таком тоне, грузинский лидер, несмотря на все его ученые степени, не знает. Остается ему лишь уповать на милость Кремля и ждать появления новых государств, испытывающих по отношению к России сходные с грузинами чувства.
Благо есть теперь у него единомышленники на Украине. Но помочь ему они пока не в состоянии: у двух братских славянских народов есть куда более серьезные нерешенные проблемы. Да и Виктору Ющенко надо еще разобраться со своими внешними данными.
Дастан Мукушев
Базовая коррупция
В прошлом году Национальный банк ввел в оборот термин “базовая инфляция”, при которой не учитывалось сезонное удорожание овощей-фруктов, ГСМ и некоторых других продуктов. При этом инфляция получалась совсем низкой, можно сказать, ее и не было, потому что именно эти товары и вносили наибольшую долю в рост инфляции.
С тех пор среди журналистов пошла шутка: а может ввести и базовую демократию? А что? Зато никто не будет иметь претензий: оппозиция будет довольна, а власть тем более. Демократия-то будет по стандартам – не придерешься.
К чему я все это вспомнила? А к тому, что после объявления транспортной прокуратурой страны итогов за прошлый год, пора вводить и словосочетание “базовая коррупция”. Ведь в отчете, где говорилось о 79-ти уголовных и тысячах административных дел, возбужденных транспортниками, нет и слова о некоторых громких скандалах, сотрясающих страну с прошлого года.
Прокуратура громко заявила, что коррупция особенно процветает на железной дороге, но ни слова не сказала относительно “дела КТЖ”, о котором все это время говорят не только оппозиционные СМИ Казахстана, но и официальные органы России. Российская Счетная палата во главе с Сергеем Степашиным начала уже расследование по делу расхищения государственных средств.
Напомним читателям, что все началось с долга российской стороны Казахстану за аренду космодрома Байконур. Должник обязался выплатить его в виде необходимых нашей стране товаров. Самой нужной оказалась железнодорожная техника. Руководство “Казахстан темир жолы” должно было закупить на средства российского правительства необходимую технику.
В 2003 году КТЖ приобрела 176 единиц техники на 65 миллионов долларов. При этом покупка через многочисленных фирм-посредников (созданных непонятно кем) обошлась очень дорого. К примеру, по сравнению с отпускной ценой предприятий-изготовителей цена железнодорожной техники возросла в 2,8 раза, а организаций-посредников в 1,9 раза. Поэтому предприятия-изготовители получили из 65 миллионов только 22 миллиона. Остальная сумма осела на счетах офшорной компании на Кипре. Чем вам не коррупция, причем в особо крупных размерах?! И это только один пример.
Но у нас принято при выявлении коррупционеров и взяточников “ловить” обычно “мелкую рыбешку”. А на дела, где оказываются замешаными крупные суммы и фигурируют высокопоставленные лица, наносится табу. Тогда, давайте, будем честнее, господа. Введем понятие “базовая коррупция”, подразумевая ситуацию, в которой во внимание будут приниматься только мелкие дела и фигуры. Не затрагивающие интересы высокопоставленных чиновников и других лиц (находящихся под надежной “крышей”), ибо сама “крышующая” сторона кровно заинтересована в этих украденных миллионах.
И все будет нормально. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Но как же быть тогда с такими понятиями, как честь и совесть, или сейчас уже немодно об этом говорить? Ведь их-то под термин “базовый” никак не подогнать, только если совершить сделку с совестью…
Назира Есенбаева
Дым отечества
“Последней каплей никотина”, переполнившей чашу терпения депутатов городского маслихата южной столицы, стал на минувшей неделе международный аэропорт Алматы. Группа мониторинга, созданная народными избранниками и наблюдавшая за ситуацией, вынесла 21 февраля вердикт: аэропорт – единственное здание южной столицы, где исполняется закон “О профилактике и ограничении табакокурения”.
В течение недели, напомним, антитабачные группы занимались “пассивным” курением в различных организациях, школах, ВУЗах и общественном транспорте. Это делалось для того, чтобы окончательно уяснить очевидную вещь: с исполнением антитабачного закона в Казахстане “дело – табак”.
Республика вместе с ведущими европейскими странами находится на передовой борьбы с пагубными привычками – такое впечатление может сложиться у стороннего наблюдателя. Еще бы – в стране принят антитабачный закон, ограничивающий рекламную деятельность компаний-производителей табачной продукции.
Во многих магазинах можно (при внимательном изучении витрины) найти заветную наклейку о недопустимости продажи сигарет детям. Да и народные избранники регулярно озвучивают через СМИ свое положительное отношение исключительно к здоровому образу жизни.
Однако, практика показывает: законодательные теории борцов за права убитой никотином лошади в условиях реальной жизни оказываются, мягко говоря, невостребованными. Как это ни странно звучит, “казахстанскому табаку” развиваться и безбедно существовать помогает сам антитабачный закон республики.
Дело в том, что в мире существуют жесткие нормы ограничения деятельности табачных империй. К примеру, в Европе существует целый список необходимых пунктов настоящего “жесткого” закона “против курения”. Это же, кстати, касается и антиалкогольных законов.
Он должен включать в себя целый ряд ограничительных мер и требований к производителям “вредной” продукции. Такими требованиями сегодня не может похвастаться ни одно постсоветское государство, включая Казахстан. Более того – в ряде стран (к примеру, в России) борьба с производителями алкогольной и табачной продукции уже превратилась в бесконечный фарс: в light версии закона всегда есть масса универсальных лазеек, благодаря которым сигареты и алкоголь могут рекламироваться с еще большим успехом.
К примеру, по Москве некоторое время назад разъезжал грузовик с установленным на нем билбордом, где рекламировалась известная водка. Претензии к компании-производителю юристы отмели сразу. Оказалось, что это своеобразное ноу-хау рекламной службы – перевозить рекламный плакат из одного места в другое. Этого, дескать, требуют корпоративные интересы.
То же самое происходит и в нашей республике. К примеру, если говорить об алматинском аэропорте как антитабачном эталоне, то (информация специально для депутатов) попранные права курильщика с легкостью можно восстановить, нарушив закон в туалете. Это, конечно, не поощряется, но и не возбраняется. Во всяком случае, активно.
Именно поэтому, кстати, многие мои друзья считают алматинский аэропорт Казахстаном в миниатюре.
Михаил Пак
За верность демократии и единство оппозиции!
Заявление Координационного совета демократических сил Казахстана “О ситуации вокруг партий “ДВК” и “Ак жол”
Казахстан стоит на пороге новых испытаний. Общество и власть определяют пути своих дальнейших действий перед президентскими выборами.
После самых грязных и нечестных в истории страны парламентских выборов, демократические силы страны провозгласили в качестве главного вектора объединение и консолидацию усилий всех граждан, политических партий и общественных организаций для изменения политической системы страны.
За это время Координационный совет выработал стратегию действий демократических сил, направленную на защиту политических и экономических свобод, укрепление и развитие демократических институтов. КСДСК разработал в качестве единой платформы для создания широкой коалиции демократических сил проект Новой Конституции Республики Казахстан, принял известное “Шидертинское заявление”, обозначившее основные принципы его деятельности.
Естественно, что созидательная деятельность Координационного совета сильно обеспокоила существующий режим, который испугался реального объединения демократических сил страны. Вместо конструктивного диалога с оппозицией, поиска путей выхода из углубляющегося политического кризиса, власть пошла на дальнейшее усиление репрессий, нарушение конституционных прав и свобод граждан, преследование инакомыслия и подавление свободы слова.
Очередным ударом власти стало неправедное и незаконное закрытие Народной партии “Демократический выбор Казахстана”, которая на протяжении всей своей деятельности находится в первых рядах борьбы с нынешним режимом. Этот политический процесс по своей реакционности можно поставить в один ряд с такими позорными деяниями власти, как арест и осуждение своих оппонентов.
Члены Координационного совета также выражают серьезную обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившей вокруг партии “Ак жол”. Попытки внести раскол и расшатать эту партию стали еще одним знаковым событием политической жизни, взбудоражившим общественность страны. Интеллектуальный потенциал и мобилизационные возможности “Ак жола” сделали ее одной из ведущих сил в демократическом движении. Многие программные установки и наработки этой партии легли в основу проекта новой Конституции Республики Казахстан. По инициативе “Ак жола” был принят ряд важных и принципиальных решений Координационного совета.
Однако прошедшее по инициативе части руководства партии “Ак жол” заседание Центрального совета, ставящее под сомнение решения съезда партии о необходимости объединения демократических сил, и последовавшие за ним негативные события способны нанести урон по укреплению единства всех демократических сил. Координационный совет надеется на то, что партия способна сохранить свое организационное и идейное единство. Сегодня каждый проходит проверку на приверженность ценностям демократии и единства демократических сил. Мы не сомневаемся в том, что возобладают силы, олицетворяющие демократические начала и ценности, а сама партия сохранит лидирующие позиции в демократическом движении Казахстана.
Координационный совет считает, что сегодня как никогда нужны единство, целеустремленность и усилия всех граждан и демократических организаций. Мы убеждены, что альтернативы идеям объединения и консолидации демократических сил Казахстана нет!
24 февраля 2005 года г. Алматы