Конституционная реформа: Старт дан. Дотянем ли до финиша?
Сегодня Конституцию Казахстана можно сравнить с кораблем, который, возможно, и не утонет, но ноги его пассажиров все же будут подмочены. Сама жизнь доказала, что без внесения назревших поправок, изменений и дополнений в наш Основной закон мы и дальше будем топтаться на месте. Первой это поняла демократическая общественность, предложившая свой проект новой Конституции.
Собрались Лебедь,
Рак и Щука…
Круглый стол “Гражданский диалог в поддержку демократии” уже не раз поднимал вопросы необходимости конституционной реформы. Этот факт вызывал массу споров, бурю протеста и негодования у ретроградов. Но невидимая грань, позволяющая нащупать точки соприкосновения, стала явной, и диалог все же состоялся. На этот раз известные политики, политологи и эксперты вновь сели за стол переговоров с тем, чтобы в рамках предлагаемой реформы заострить внимание на роли парламента в политической системе Казахстана.
На взгляд простого гражданина, парламент сегодня напоминает человека, бегущего впереди поезда: всем кажется, что это он заставляет двигаться поезд за ним, но сам-то он знает, что стоит остановиться – и поезд его раздавит. А все от процветающего наверху формализма. Формальные обязанности, формальные депутаты, формальное обсуждение законов… Что реально может изменить ветвь власти, у которой когда-то отобрали полномочия?
Не мудрствуя лукаво, эксперты поделились своими рецептами излечения парламентской системы от многочисленных недугов. Виталий Воронов, председатель правления общественного фонда “Транспаренси Казахстан”, стал, не стесняясь в выражениях, резать правду-матушку.
- Когда-то я был сторонником президентской демократии, – заявил он. – Но только потому, что развития парламентского звена не было и в помине. Но появились ли такие предпосылки сегодня? Новая Конституция, предложенная демократическими силами, дает откат президентской демократии и ратует за парламентскую демократию. Но мне кажется, в обществе происходит смешение некоторых понятий. Так, лидер партии “Асар” Дарига Назарбаева считает, что полномочия парламента следует усилить за счет части правительственных функций. Я с этим в корне не согласен. Это президент просил нас передать в его ведение назначение Верховного суда, Конституционного совета и т. д. И сегодня, я считаю, пришло время вернуть парламенту отобранные у него функции, правда, в рамках честных и прозрачных выборов.
Ярым противником новых веяний выступил директор Института государства и права Гайрат Сапаргалиев, автор действующей Конституции. Он считает, что ответы на все вопросы заложены в теории государства, которая никогда не выделяла парламент из общей политической системы в отдельную структуру.
- Но, тем не менее, – говорит он, – в Казахстане этот вопрос ребром стоит более 10 лет. И будет стоять еще долго. Если мы думаем, что благодаря одноразовой реформе лед тронется, то мы ошибаемся. Что касается того, каким быть парламенту – однопалатным или двухпалатным. Если мы встанем на сторону однопалатной системы, то откажемся от истоков государственности – разделения властей. Это в корне неверно. И примеров тому множество. Вспомните времена Союза.
Тогда Верховный Совет выступал в роли коллегиального диктатора. И хотя на первый взгляд был наделен всеми полномочиями, на деле их не имел, стал куклой в руках ЦК, претворяя в жизнь лишь идеи партии. Теперь нам предлагают создать такой же совет, в виде представительства различных политических партий. Но равенства-то не будет все равно. Господствующая партия будет захватывать власть, и мажилис превратится в тот же марионеточный Верховный Совет.
С академиками спорить трудно. Возможно, что и так, парламент действительно может стать игрушкой в руках правящей элиты, но только в том случае, если выборный процесс по-прежнему будет грязным и нечестным. Легитимно избранный парламент вряд ли пустится во все тяжкие – ему невыгодно будет ставить пятно на своей репутации. Или, может быть, ученый муж косвенно намекнул, что как бы мы ни старались, а прозрачных выборов нам не видать, как своих ушей? Вопрос, как говорится, на засыпку.
Пришел, увидел, победил?
Впрочем, морочить головы не касающимися тематики посылами эксперты не стали. На этот раз они предпочитали брать быка за рога. Пример показал лидер Партии патриотов Гани Касымов, возглавляющий рабочую группу НКВД по созданию госпрограммы политических реформ. Он как никогда был краток:
- Мы предлагаем такую Конституцию, которая, во-первых, обеспечивала бы необратимый процесс демократических реформ, а во-вторых, создала бы процесс состязательности в формировании исполнительной власти. И роль парламента в этих вопросах трудно переоценить. Прозрачный парламент обеспечит прозрачные правила игры. Парламент, наделенный не только законодательной, но еще и представительской функцией и имеющий определенные политические полномочия, станет той основой, которая будет пропускать все проблемы через себя. Только в этом случае он будет защищаться и поддерживаться народом.
Если смотреть в корень проблемы, то, как считают эксперты, парламент помимо всего прочего будет наравне с политическими моментами решать и некоторые экономические вопросы. Пока же, как уверяет директор Института национальных исследований Бурихан Нурмухамедов, у нас действует очень странная схема:
- В городе может появиться хоть сотня Амантай-кажи, но никто не должен знать о сути закрытых контрактов на недропользование …
Новый парламент, по его мнению, должен будет рассекретить эту и другую закрытую от народа информацию.
Впрочем, не зря же говорят, что на каждый аргумент имеется контраргумент. Так, исполнительный директор фонда “Транспаренси Казахстан” Сергей Злотников считает, что парламент – самый честный на сегодняшний день орган власти, так как он ничего не решает и от него мало что зависит.
- Нам надо раз и навсегда уяснить, что только народ – источник власти, – говорит он. – Нам нужна подконтрольность и подотчетность правительства и назначение государственных служащих либо через парламент, либо по представительству политических партий. А так… действующая Конституция не исполняется, и нет гарантий, что будет исполняться новая.
Квинтэссенцией гражданского диалога стало выступление сопредседателя партии “Ак жол” Ораза Жандосова, который попытался расставить все точки над “i”.
- При общем политическом реформировании, – считает он, – системасдержек и противовесов будет реализовываться обществом сама. Если мы, как говорится в новой Конституции, увеличим количество депутатских мест в мажилисе, в частности и по партийным спискам, это уже в ближайшее время даст свои плоды.
Парламент – это единственный представительный орган власти, который в идеале предполагает присутствие меньшинства. И новая Конституция обеспечит это право в полной мере .
Вместо эпилога
После такого спича сам бог велел задать Оразу Алиевичу несколько вопросов. Итак…
- На сегодняшнем заседании сыр-бор разгорелся по поводу того, каким быть парламенту будущего – однопалатным или двухпалатным. Вы не изменили свою точку зрения на сей счет?
- Отнюдь, только лишний раз убедился в том, что наиболее адекватным будет однопалатный парламент. Он реально сможет отразить те требования, которые предъявляются к парламенту как к структуре власти.
- Принято считать, что в споре рождается истина. Но сегодня прозвучала такая разноголосица мнений, что возникает вопрос: получится ли из этого что-нибудь стоящее?
- Основная задача настоящего круглого стола – привлечь к обсуждению как можно большее число представителей различных политических сил и общественных организаций. Такой обмен мнениями позволяет выработать более четкую и продуманную позицию по отдельным вопросам. Хотя понятно, что единства мнений, тем более по такому актуальному вопросу, никогда не будет. Возможно лишь сближение позиций.
Собственно, это и доказывает “Гражданский диалог”. Все его участники едины в том, что назрела политическая необходимость принятия новой Конституции, поскольку действующая, принятая еще 10 лет назад, как раз и создала сегодня ситуацию отсутствия ответственности власти перед народом.
- Но решать-то все равно будут наверху, причем люди, которые не участвуют в нынешних дискуссиях…
- Тут возникает вопрос: будет ли эти изменения проводить действующая власть? Если да, то довольно трудно предположить, с какими требованиями она согласится, а с какими нет. Но, я думаю, что для той части общества, которая относит себя к политической оппозиции действующей власти, любые предлагаемые изменения в Конституцию – это уже своего рода политический манифест.
Резолюция IV съезда ДПК “Ак жол”
г. Алматы 29.01.2005 г.
После беспрецедентных по масштабам и уровню фальсификации выборов в мажилис в сентябре 2004 года и демонстрации властью своей безответственности перед народом политическая ситуация в Казахстане крайне обострилась.
Прошедшие выборы показали, что в обществе сформировался слой устойчивых сторонников демократических перемен. В то же время власть продемонстрировала свою неспособность к честной конкуренции и неготовность к последовательным демократическим преобразованиям.
Демократическая партия Казахстана “Ак жол” заявляет, что действующий мажилис сформирован нелегитимно и не отражает реальный расклад общественно-политических сил в обществе.
В этой политической ситуации партия не считает возможным участие в работе мажилиса.
От имени партии IV съезд ДПК “Ак жол” выражает благодарность и признательность всем казахстанцам, отдавшим свои голоса за партию “Ак жол” и наших кандидатов по одномандатным округам.
Выборы еще раз показали, что нынешняя политическая система не обеспечивает реализации гражданами политических и экономических прав и свобод, закрепленных в Конституции страны и ее законах. Очередным подтверждением этому стало решение межрайонного экономического суда города Алматы о ликвидации Народной партии “Демократический выбор Казахстана”. ДПК “Ак жол” расценивает этот судебный процесс как политически мотивированный и направленный на подавление политического инакомыслия так же, как и продолжающееся нахождение в заключении лидера ДВК Галымжана Жакиянова.
Съезд считает нецелесообразным участвовать в работе Национальной комиссии по вопросам демократизации гражданского общества. Партия выступает за налаживание реального и честного политического диалога, основанного на обеспечении равенства всех перед законом, соблюдении прав и свобод граждан, прекращении преследований политических оппонентов. Съезд заявляет, что вся ответственность за возможное обострение политической ситуации целиком ложится на власть, которая своими действиями повышает потенциал конфликта в обществе. Как показали политические процессы в Грузии и на Украине, народ не будет бесконечно терпеть коррупцию, правовой произвол и безответственность власти, разрыв между своими заявленными и реальными правами. Власть должна прислушиваться к голосу общества, к голосу демократических сил, которые предлагают перемены ради обеспечения условий устойчивого развития государственности, экономики и страны в целом.
Прошедшие выборы показали, что партия “Ак жол” стала реальной и действенной политической организацией, способной сплотить демократическую общественность. Этому способствовала последовательная линия партии по определению реальных проблем страны, точная оценка действий власти и своевременная разработка предложений по решению социальных и политических проблем, остро назревших в обществе. Именно эта конструктивная политика обусловила появление особых ожиданий среди граждан Казахстана с образованием партии “Ак жол” и значительную поддержку со стороны общества. Это стало возможным также благодаря глубоко проработанной программе партии и самоотверженной деятельности всех подразделений партии, активистов на местах, а также эффективной работе партийной прессы.
Съезд ДПК “Ак жол” заявляет о решимости партии продолжить созидательную работу по разработке программ, законопроектов и других основополагающих документов и инициатив, направленных на решение насущных проблем общества.
Партия считает необходимым проведение конституционной реформы, включая принятие новой Конституции. В этих целях будет проведена широкая дискуссия. В этих условиях съезд отмечает важность внутрипартийного единства, основанного на демократических ценностях и принципах.
Съезд поддерживает поиск путей консолидации политических организаций в целях совершенствования политической системы и обеспечения условий для честной конкуренции. При этом позиция партии будет основываться на ее программе и коллегиальной всесторонней оценке политической ситуации.
Партия заявляет о твердом намерении участвовать в предстоящих в 2005 году выборах президента Республики Казахстан и тесно сотрудничать с демократическими силами в вопросах определения единого альтернативного действующей власти кандидата.
Партия намерена участвовать в выборах акимов районов и сельских округов путем выдвижения своих кандидатов.
Мы уверены, что только последовательное движение к демократии обеспечит устойчивое развитие и конкурентоспособность страны.
В этот непростой для Казахстана период мы призываем все политические силы помнить о своей исторической ответственности и ставить выше всего интересы страны и народа!
Вместе – во имя настоящего и будущего Казахстана!
АК ЖОЛ, КАЗАХСТАН!