Некоторые поправки в закон "о выборах" оставляют желать
лучшего
Как известно, парламентское большинство решило 15
марта рассмотреть в третьем чтении проект Конституционного закона
РК "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон
РК "О выборах в Республике Казахстан"".
В то же время уже сейчас депутаты определились по ряду
важных с точки зрения организации и проведения выборов моментов. В
частности, они согласились с правительством насчет сохранения в законе
о выборах положения, согласно которому не подлежат регистрации в качестве
кандидата на любую выборную должность лица, имеющие не погашенную
или не снятую судимость.
Однако парламентарии почему-то упорно не признают тот неоспоримый
факт, что ст. 33 Конституции РК четко установила категорию лиц, которые
не могут избирать и быть избранными. Это, в частности, граждане, признанные
судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда. Каких-либо других ограничений избирательного права
Основной закон страны не определяет, равно как и возможностей установления
их законом.
Спрашивается, зачем властям нужно данное неконституционное положение?
В феврале этого года Актюбинским горсудом был осужден и тут же амнистирован
руководитель областного филиала Демократической партии Казахстана
"Ак жол" Змгали Кобенов. Его обвинили в растрате
и хищении средств областной клинической больницы № 2, где он когда-то
работал заместителем главного врача по экономическим вопросам. Сам
Кобенов себя виновным не признает. Любопытно, что про это дело, которое,
согласно обвинению, имело место почти 6 лет назад, вспомнили именно
в этом году. Так что не исключено, что число "мягко" осужденных
по республике в ближайшее время может заметно увеличиться.
Одним из наиболее важных изменений в законе о выборах стало введение
избрания территориальных, окружных и участковых комиссий соответствующими
маслихатами на основе предложений политических партий. Каждая партия
вправе представлять в состав того или иного избиркома одну кандидатуру,
причем это могут быть лица, не являющиеся членами данных партий.
Вместе с тем нельзя не отметить некоторые изъяны этого на вид демократичного
положения.
Сторонники правительственного варианта поправок в закон "О выборах"
принципиально настаивают на том, чтобы число членов указанных избирательных
комиссий было не более семи. Но тогда на практике эта норма не будет
способствовать подлинной представленности партий в избирательных комиссиях.
Учитывая, что практически во всех маслихатах республики большинство
представлено провластными партиями, следует ожидать, что соответствующие
депутаты будут продвигать в состав избиркомов в первую очередь представителей
своих и близких им по духу партий
Единственное, что могут сделать оппозиционные партии для преодоления
такой ситуации, это договориться друг с другом о взаимных уступках
в пользу кандидатур в члены избиркомов от каждой из них на конкретных
территориях. Правда, нельзя исключать тот вариант, что власти могут
переиграть их путем создания и регистрации в срочном порядке двух
дополнительных своих партий. При таком подходе переход к образованию
территориальных, окружных и участковых избиркомов будет означать простую
смену властями механизмов своего контроля за избирательным процессом.
Оппозиция же, как обычно, может остаться в категории подконтрольных.
Несколько сомнительной является норма о том, что член соответствующей
избирательной комиссии освобождается от должности в случае неоднократного
нарушения своих должностных полномочий или ненадлежащего выполнения
обязанностей органом, образующим данную комиссию. Непонятно, кто конкретно
определяет критерии указанных проступков членов избиркомов, а также
кто и в каком порядке может поставить вопрос об освобождении их от
должности.
Еще одна примечательная поправка касается вопроса о восстановлении
регистрации кандидата или партийного списка, которая до этого была
отменена соответствующим избиркомом. Согласно этой поправке указанное
восстановление не допускается, если до дня голосования осталось двое
суток. Правда, в это время никто не вправе и отменить регистрацию
кандидата или партийного списка. Однако вся хитрость здесь, похоже,
заключается в том, что решение об отмене регистрации кандидата или
партийного списка данная избирательная комиссия вполне может принять
за три дня до дня голосования да еще в то время, когда суд уже закончит
свою работу. А с учетом рассматриваемой поправки в закон о выборах
кандидату или партии уже будет бессмысленно обращаться в суд за восстановлением
регистрации.
Нужно признать, что депутаты внесли в законопроект ряд прогрессивных
изменений и дополнений, как, например, конкретизация и расширение
прав наблюдателей, использование прозрачных урн для голосования, исключение
из перечня документов для регистрации кандидатов медицинской справки
о состоянии психического здоровья и т. д. Правда, окончательное решение
по всем этим поправкам еще не принято, что не исключает вероятности
их непринятия совсем либо изменения в худшую сторону по итогам третьего
чтения. Но независимо от этого часть из них, причем очень важных,
уже имеет серьезные недостатки, способные привести к негативным последствиям
во время проведения выборов.
Андрей Чеботарев, координатор по проектам Института
национальных исследований
Мы пойдем своим путем
В апреле прощается с нашей страной Чрезвычайный
и Полномочный Посол Малайзии г-н ТАН СЕН САН. Срок его пребывания
в Казахстане подходит к концу, и напоследок господин Посол любезно
согласился рассказать читателям "Эпохи" о своей стране,
ведь Малайзия знаменита реформами в области формирования честного
и открытого общества.
МАЛАЗИЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
- Ваше превосходительство, что является основой внутриполитического
курса вашего государства?
- Вы знаете, что Малайзия - это развивающаяся страна с процветающей
и динамичной экономикой. Это многонациональное государство, с различными
религиями, среди которых официальной является ислам. Тем не менее,
свободу вероисповедания никто не ограничивает. На нашей территории
живут люди различной этнической принадлежности: малайцы и другие местные
народности, а также китайцы и индийцы. В стране с таким национальным,
культурным и религиозным многообразием основной задачей общества является
обеспечение гармонии, мира и процветания, поэтому внутренняя политика
направлена на достижение этой цели. Правительство считает, что мир
и гармония внутри страны могут быть достигнуты, помимо прочих факторов,
через экономическое процветание. Нами разработана программа развития
страны "Vision-2020". Мы надеемся достигнуть статуса развитой
страны малазийским путем, в котором развитие и модернизация должны
быть нашего собственного образца, без слепого подражания западной
или какой-либо другой модели.
Помимо экономического, "Vision-2020" охватывает и другие
аспекты развития. Мы хотим стать развитой страной во всех смыслах
этого слова: экономическом, политическом, социальном, духовном, психологическом
и культурном. Мы хотим построить государство, граждане которого уверены
в своей стране и гордятся ею.
С 1957 года, получив независимость, мы трансформируем Малайзию в политически
стабильное и миролюбивое государство с многообразием культур, что
является не недостатком, а источником силы для формирования различных
народностей в единую нацию.
- Исходя из каких принципов формируются ваши внешнеполитические
отношения и контакты?
- Внешняя политика Малайзии главным образом направлена на поддержание
мирной обстановки в регионе и мире в целом. Она базируется на принципах
неприсоединения и мирного сосуществования государств. Региональное
сотрудничество с нашими прямыми соседями является главным политическим
приоритетом. Как исламская страна, Малайзия придает особое значение
установлению и укреплению солидарности среди исламских стран в рамках
Организации Исламская конференция. Сотрудничество Юг-Юг также является
важнейшей особенностью внешней политики. Мы по-прежнему поддерживаем
отношения с Британским содружеством. Так как Малайзия - торговая страна,
мы стремимся диверсифицировать наш рынок. Чтобы экономика страны стала
сильной, динамической и устойчивой, мы инициировали ряд установок:
политика, ориентированная на Восток; Восточноазиатская экономическая
группа; обратные инвестиции.
Естественно, что особое место в формировании внешнеполитических отношений
отводится вопросам прав человека, окружающей среды и демократии.
- Расскажите об основных направлениях развития вашей экономики?
- Главные секторы экономики - это услуги, производство, сельское хозяйство,
добывающая промышленность и строительство.
Однако за 46 лет независимости экономика Малайзии прошла несколько
фаз развития. Сначала были созданы отрасли импортозамещения, затем
формировались отрасли, ориентированные на экспорт, впоследствии приведшие
к развитию сырьевой, машиностроительной и тяжелой индустрий. Сейчас
быстрый темп индустриализации происходит главным образом за счет притока
прямых иностранных инвестиций в производственный сектор.
- Насколько развита в Малайзии промышленность, и какой отрасли
отдается приоритет?
- Малайзия сосредоточивает свое внимание на привлечении инвестиций
в производственный сектор, а также в сферу услуг, связанных с производственным
сектором. Это, в первую очередь, высокотехнологичные и наукоемкие
отрасли, нефтехимическая, химическая промышленность и фармацевтическое
производство, а также малые и средние предприятия, особенно те, что
ориентированы на экспорт.
После достижения прогресса в секторе информационных и коммуникационных
технологий Малайзия стала фокусировать свое внимание на сельскохозяйственной
отрасли, биотехнологиях, туризме, здравоохранении и Исламской системе
финансовых услуг.
ВЗЯТКА ПОД ЗАПРЕТОМ
- Ваша страна ведет эффективную борьбу с коррупцией. Какими методами
вы пользуетесь?
- Коррупция - это важнейший вопрос, который требует серьезного внимания.
Как вы знаете, достопочтенный Сери Абдулла Ахмад Бадави стал
пятым премьер-министром Малайзии 31 октября 2003 года. Одним из его
приоритетов на этом посту является устранение взяточничества, как
в государственном, так и в частном секторе. Премьер-министр инициировал
ряд шагов, направленных на борьбу с коррупцией. Это открытые тендеры
для государственных проектов, декларирование активов правительственных
чиновников и кабинетных министров, учреждение Королевской комиссии
по делам полиции и создание Института честности руководства. За эти
несколько месяцев, например, ряд правительственных служащих, включая
кабинетного министра, были обвинены в коррупционных преступлениях.
Известный бизнесмен обвинен в хищении фондов компании. В Малайзии
существует Антикоррупционное агентство, занимающееся рассмотрением
заявлений о коррупции в государственном и частном секторах.
Правительственные чиновники также подчиняются правилам Общего порядка.
Наше правительство всерьез обеспокоено тем, что при снижении контроля
взяточничество начинает быстро распространяться. Его можно сравнить
с таким заболеванием, как рак. Эта "болезнь" может свести
на нет все усилия правительства, направленные на то, чтобы сделать
Малайзию развитой страной. Поэтому у нас с особой тщательностью относятся
к выявлению злоупотреблений, совершаемых департаментами, имеющими
прямые контакты с широкой общественностью: это - полиция, таможня,
иммиграционные власти, органы по земельным вопросам, и тому подобное.
БУДЕМ ДРУЖИТЬ ГОСУДАРСТВАМИ
- Каковы сейчас отношения между Малайзией и Казахстаном?
- Двусторонние отношения между Малайзией и Казахстаном находятся на
хорошем уровне. В сентябре прошлого года Его Величество Король Малайзии
посетил Казахстан с государственным визитом. Визит отразил ту важность,
которую Малайзия придает укреплению отношений с вашей страной. Тем
не менее, многое еще предстоит сделать. Например, улучшить экономические
связи. Торговля между Казахстаном и Малайзией незначительна. Скорее
всего, виной тому расстояние и высокая стоимость транспортировки,
а также отсутствие у населения соответствующей информации, но это
преодолимо.
Наши страны должны прилагать больше усилий для увеличения контактов
между людьми и инициировать программы по культурному обмену. Мы приглашаем
казахстанцев учиться и отдыхать в нашей стране. Более того, стремимся
к увеличению двусторонних правительственных визитов. Малайзия в рамках
своей программы по техническому сотрудничеству предлагает обучающие
курсы для кандидатов, выдвигаемых правительством Казахстана.
- Как вашей стране удается совмещать европейский и азиатский пути
развития? Что вы можете посоветовать в этом направлении Казахстану?
- В принципе Малайзия не придерживается какой-то особенной модели.
С момента обретения независимости мы объединили успешный опыт и помощь
других стран, необходимые для развития нашего государства. Мы стараемся
заимствовать все самое лучшее, что есть у Запада, но в то же время
ориентируемся на Восток, особенно на Восточную Азию. Но это не копирование.
Малайзия стремится стать развитой страной в своем собственном очертании.
Мы готовы поделиться своим опытом развития с Казахстаном. Наши страны
относятся к развивающимся. У нас похожий исторический опыт. Поэтому
важнейшей составной частью и вашего, и нашего национального развития
является улучшение качества людских ресурсов. Образовательные возможности
и учебные заведения должны иметь достаточные средства для подготовки
квалифицированных, динамичных и продуктивных кадров. Мировая экономика
- это конкурентная среда, в ней только самые лучшие будут иметь успех.
Елена Овчинникова
От забастовок к компромиссу?
Профсоюзы: от коммунизма к капитализму
Парадокс заключается в том, что, сохранив старую систему руководства
профсоюзами, в Казахстане даже и не пытались создать новую, аналогичную
западной. Это и не мудрено, ведь бессменный лидер Федерации профсоюзов
РК Сиязбек Мукашев всегда подчеркивал, что он лучший друг президента
и что возглавляемая им организация никогда не будет нагнетать ситуацию
в обществе забастовками или пикетами. В итоге, пока руководство ФПК
заключало двусторонние многостраничные договоры с правительством о
социальном партнерстве и т. д., профсоюзы окончательно были лишены
всех прав и превратились в аморфную структуру, которая не могла защитить
права трудящихся. Между тем с профсоюзной и, по сути, общенародной
собственностью начали происходить непонятные вещи. Дома отдыха и лечебницы
продавались за смешные цены, а все возникавшие после этого вопросы
оставались без ответа… Возмущенные такой келейной приватизацией ряд
лидеров отраслевых профсоюзов во главе с Муратом Машкеновым
пытались в 2001 году инициировать реформирование системы ФПК и хоть
как-то повлиять на формы и методы ее работы, но безуспешно. Сиязбек
Мукашев на внеочередном съезде ФПК в Астане заклеймил раскольническую
деятельность Машкенова со товарищи и исключил их из федерации. Поэтому
те вынуждены были объединиться под эгидой профцентра Казахстана, на
базе которого в начале марта был проведен учредительный съезд и создана
Конфедерация труда Казахстана.
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ!
Кому принадлежит авторство идеи созыва учредительного съезда по созданию
КТК и попытки реанимировать профсоюзы, сейчас уже трудно сказать.
Во всяком случае, на пресс-конференции после съезда руководство Конфедерации
было представлено тремя персонами: Сериком Абдрахмановым, Леонидом
Соломиным и Муратом Машкеновым. Машкенов в структуре КТК занял
пост генсекретаря, обеспечив взамен этого приезд на съезд в Алматы
110 делегатов из разных регионов страны и предоставив базу профцентра.
Первым руководителем КТК избран депутат мажилиса Серик Абдрахманов,
в разные годы побывавший и первым секретарем комсомола страны, и советником
президента. Однако больше всего он запомнился скандалом с невозвратом
валютного кредита, взятого фондом "Елимай" на закупку лекарства,
и судебной тяжбой против газеты "Караван". Вторую скрипку,
а не исключено, что и первую, в Конфедерации труда играет небезызвестный
Леонид Соломин. 15 лет назад он вместе с женой Валентиной Сиврюковой
создал независимый профсоюз "Бирлесу", а много позже и Конфедерацию
свободных профсоюзов. Это дало ему возможность доступа во многие кабинеты
власти и участия в работе над рядом законопроектов, касающихся социального
блока. Что же касается Валентины Сиврюковой, то после поста
вице-министра труда и соцзащиты населения она возглавила Конфедерацию
неправительственных организаций - КНОК. Заметна своим негативным отношением
к политизации НПО…
КТК КАЧАЕТ НЕ НЕФТЬ, А ПРАВА
Серик Абдрахманов, объясняя журналистам, почему он возглавил КТК,
мотивировал это тем, что он всегда стремился защищать права людей
труда. И что никаких дивидендов ему этот пост не принесет, так как
ставку на профсоюзы сегодня не делает никто, даже политические партии.
Главными задачами КТК Абдрахманов считает гармонизацию отношений между
трудом и капиталом, поиск компромисса в конфликтных ситуациях и использование
механизма социального партнерства. И конечно же, мажилисмен хочет
наполнить профсоюзы новым содержанием, чтобы о них не судили лишь
по культурно-массовым и спортивным мероприятиям. Слов нет, задачи
и цели перед новой организацией поставлены правильные, но вот вопрос:
какими путями все это будет достигнуто? Особой разницы между ФПК и
КТК для журналистов, так же, как и для наемных работников, не наблюдается.
Оба профдвижения пекутся о правах трудящихся пока лишь на словах.
Ведь качать права у нас гораздо легче и безопаснее, чем защищать их
на самом деле…
Манас Мейрман