Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Факты и комментарии
№10(82)

Некоторые поправки в закон "о выборах" оставляют желать лучшего

Как известно, парламентское большинство решило 15 марта рассмотреть в третьем чтении проект Конституционного закона РК "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон РК "О выборах в Республике Казахстан"".

В то же время уже сейчас депутаты определились по ряду важных с точки зрения организации и проведения выборов моментов. В частности, они согласились с правительством насчет сохранения в законе о выборах положения, согласно которому не подлежат регистрации в качестве кандидата на любую выборную должность лица, имеющие не погашенную или не снятую судимость.
Однако парламентарии почему-то упорно не признают тот неоспоримый факт, что ст. 33 Конституции РК четко установила категорию лиц, которые не могут избирать и быть избранными. Это, в частности, граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Каких-либо других ограничений избирательного права Основной закон страны не определяет, равно как и возможностей установления их законом.
Спрашивается, зачем властям нужно данное неконституционное положение? В феврале этого года Актюбинским горсудом был осужден и тут же амнистирован руководитель областного филиала Демократической партии Казахстана "Ак жол" Змгали Кобенов. Его обвинили в растрате и хищении средств областной клинической больницы № 2, где он когда-то работал заместителем главного врача по экономическим вопросам. Сам Кобенов себя виновным не признает. Любопытно, что про это дело, которое, согласно обвинению, имело место почти 6 лет назад, вспомнили именно в этом году. Так что не исключено, что число "мягко" осужденных по республике в ближайшее время может заметно увеличиться.
Одним из наиболее важных изменений в законе о выборах стало введение избрания территориальных, окружных и участковых комиссий соответствующими маслихатами на основе предложений политических партий. Каждая партия вправе представлять в состав того или иного избиркома одну кандидатуру, причем это могут быть лица, не являющиеся членами данных партий.
Вместе с тем нельзя не отметить некоторые изъяны этого на вид демократичного положения.
Сторонники правительственного варианта поправок в закон "О выборах" принципиально настаивают на том, чтобы число членов указанных избирательных комиссий было не более семи. Но тогда на практике эта норма не будет способствовать подлинной представленности партий в избирательных комиссиях. Учитывая, что практически во всех маслихатах республики большинство представлено провластными партиями, следует ожидать, что соответствующие депутаты будут продвигать в состав избиркомов в первую очередь представителей своих и близких им по духу партий
Единственное, что могут сделать оппозиционные партии для преодоления такой ситуации, это договориться друг с другом о взаимных уступках в пользу кандидатур в члены избиркомов от каждой из них на конкретных территориях. Правда, нельзя исключать тот вариант, что власти могут переиграть их путем создания и регистрации в срочном порядке двух дополнительных своих партий. При таком подходе переход к образованию территориальных, окружных и участковых избиркомов будет означать простую смену властями механизмов своего контроля за избирательным процессом. Оппозиция же, как обычно, может остаться в категории подконтрольных.
Несколько сомнительной является норма о том, что член соответствующей избирательной комиссии освобождается от должности в случае неоднократного нарушения своих должностных полномочий или ненадлежащего выполнения обязанностей органом, образующим данную комиссию. Непонятно, кто конкретно определяет критерии указанных проступков членов избиркомов, а также кто и в каком порядке может поставить вопрос об освобождении их от должности.
Еще одна примечательная поправка касается вопроса о восстановлении регистрации кандидата или партийного списка, которая до этого была отменена соответствующим избиркомом. Согласно этой поправке указанное восстановление не допускается, если до дня голосования осталось двое суток. Правда, в это время никто не вправе и отменить регистрацию кандидата или партийного списка. Однако вся хитрость здесь, похоже, заключается в том, что решение об отмене регистрации кандидата или партийного списка данная избирательная комиссия вполне может принять за три дня до дня голосования да еще в то время, когда суд уже закончит свою работу. А с учетом рассматриваемой поправки в закон о выборах кандидату или партии уже будет бессмысленно обращаться в суд за восстановлением регистрации.
Нужно признать, что депутаты внесли в законопроект ряд прогрессивных изменений и дополнений, как, например, конкретизация и расширение прав наблюдателей, использование прозрачных урн для голосования, исключение из перечня документов для регистрации кандидатов медицинской справки о состоянии психического здоровья и т. д. Правда, окончательное решение по всем этим поправкам еще не принято, что не исключает вероятности их непринятия совсем либо изменения в худшую сторону по итогам третьего чтения. Но независимо от этого часть из них, причем очень важных, уже имеет серьезные недостатки, способные привести к негативным последствиям во время проведения выборов.

Андрей Чеботарев, координатор по проектам Института национальных исследований


Мы пойдем своим путем

В апреле прощается с нашей страной Чрезвычайный и Полномочный Посол Малайзии г-н ТАН СЕН САН. Срок его пребывания в Казахстане подходит к концу, и напоследок господин Посол любезно согласился рассказать читателям "Эпохи" о своей стране, ведь Малайзия знаменита реформами в области формирования честного и открытого общества.

МАЛАЗИЙСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
- Ваше превосходительство, что является основой внутриполитического курса вашего государства?
- Вы знаете, что Малайзия - это развивающаяся страна с процветающей и динамичной экономикой. Это многонациональное государство, с различными религиями, среди которых официальной является ислам. Тем не менее, свободу вероисповедания никто не ограничивает. На нашей территории живут люди различной этнической принадлежности: малайцы и другие местные народности, а также китайцы и индийцы. В стране с таким национальным, культурным и религиозным многообразием основной задачей общества является обеспечение гармонии, мира и процветания, поэтому внутренняя политика направлена на достижение этой цели. Правительство считает, что мир и гармония внутри страны могут быть достигнуты, помимо прочих факторов, через экономическое процветание. Нами разработана программа развития страны "Vision-2020". Мы надеемся достигнуть статуса развитой страны малазийским путем, в котором развитие и модернизация должны быть нашего собственного образца, без слепого подражания западной или какой-либо другой модели.
Помимо экономического, "Vision-2020" охватывает и другие аспекты развития. Мы хотим стать развитой страной во всех смыслах этого слова: экономическом, политическом, социальном, духовном, психологическом и культурном. Мы хотим построить государство, граждане которого уверены в своей стране и гордятся ею.
С 1957 года, получив независимость, мы трансформируем Малайзию в политически стабильное и миролюбивое государство с многообразием культур, что является не недостатком, а источником силы для формирования различных народностей в единую нацию.
- Исходя из каких принципов формируются ваши внешнеполитические отношения и контакты?
- Внешняя политика Малайзии главным образом направлена на поддержание мирной обстановки в регионе и мире в целом. Она базируется на принципах неприсоединения и мирного сосуществования государств. Региональное сотрудничество с нашими прямыми соседями является главным политическим приоритетом. Как исламская страна, Малайзия придает особое значение установлению и укреплению солидарности среди исламских стран в рамках Организации Исламская конференция. Сотрудничество Юг-Юг также является важнейшей особенностью внешней политики. Мы по-прежнему поддерживаем отношения с Британским содружеством. Так как Малайзия - торговая страна, мы стремимся диверсифицировать наш рынок. Чтобы экономика страны стала сильной, динамической и устойчивой, мы инициировали ряд установок: политика, ориентированная на Восток; Восточноазиатская экономическая группа; обратные инвестиции.
Естественно, что особое место в формировании внешнеполитических отношений отводится вопросам прав человека, окружающей среды и демократии.
- Расскажите об основных направлениях развития вашей экономики?
- Главные секторы экономики - это услуги, производство, сельское хозяйство, добывающая промышленность и строительство.
Однако за 46 лет независимости экономика Малайзии прошла несколько фаз развития. Сначала были созданы отрасли импортозамещения, затем формировались отрасли, ориентированные на экспорт, впоследствии приведшие к развитию сырьевой, машиностроительной и тяжелой индустрий. Сейчас быстрый темп индустриализации происходит главным образом за счет притока прямых иностранных инвестиций в производственный сектор.
- Насколько развита в Малайзии промышленность, и какой отрасли отдается приоритет?
- Малайзия сосредоточивает свое внимание на привлечении инвестиций в производственный сектор, а также в сферу услуг, связанных с производственным сектором. Это, в первую очередь, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, нефтехимическая, химическая промышленность и фармацевтическое производство, а также малые и средние предприятия, особенно те, что ориентированы на экспорт.
После достижения прогресса в секторе информационных и коммуникационных технологий Малайзия стала фокусировать свое внимание на сельскохозяйственной отрасли, биотехнологиях, туризме, здравоохранении и Исламской системе финансовых услуг.
ВЗЯТКА ПОД ЗАПРЕТОМ
- Ваша страна ведет эффективную борьбу с коррупцией. Какими методами вы пользуетесь?
- Коррупция - это важнейший вопрос, который требует серьезного внимания. Как вы знаете, достопочтенный Сери Абдулла Ахмад Бадави стал пятым премьер-министром Малайзии 31 октября 2003 года. Одним из его приоритетов на этом посту является устранение взяточничества, как в государственном, так и в частном секторе. Премьер-министр инициировал ряд шагов, направленных на борьбу с коррупцией. Это открытые тендеры для государственных проектов, декларирование активов правительственных чиновников и кабинетных министров, учреждение Королевской комиссии по делам полиции и создание Института честности руководства. За эти несколько месяцев, например, ряд правительственных служащих, включая кабинетного министра, были обвинены в коррупционных преступлениях. Известный бизнесмен обвинен в хищении фондов компании. В Малайзии существует Антикоррупционное агентство, занимающееся рассмотрением заявлений о коррупции в государственном и частном секторах.
Правительственные чиновники также подчиняются правилам Общего порядка. Наше правительство всерьез обеспокоено тем, что при снижении контроля взяточничество начинает быстро распространяться. Его можно сравнить с таким заболеванием, как рак. Эта "болезнь" может свести на нет все усилия правительства, направленные на то, чтобы сделать Малайзию развитой страной. Поэтому у нас с особой тщательностью относятся к выявлению злоупотреблений, совершаемых департаментами, имеющими прямые контакты с широкой общественностью: это - полиция, таможня, иммиграционные власти, органы по земельным вопросам, и тому подобное.
БУДЕМ ДРУЖИТЬ ГОСУДАРСТВАМИ
- Каковы сейчас отношения между Малайзией и Казахстаном?
- Двусторонние отношения между Малайзией и Казахстаном находятся на хорошем уровне. В сентябре прошлого года Его Величество Король Малайзии посетил Казахстан с государственным визитом. Визит отразил ту важность, которую Малайзия придает укреплению отношений с вашей страной. Тем не менее, многое еще предстоит сделать. Например, улучшить экономические связи. Торговля между Казахстаном и Малайзией незначительна. Скорее всего, виной тому расстояние и высокая стоимость транспортировки, а также отсутствие у населения соответствующей информации, но это преодолимо.
Наши страны должны прилагать больше усилий для увеличения контактов между людьми и инициировать программы по культурному обмену. Мы приглашаем казахстанцев учиться и отдыхать в нашей стране. Более того, стремимся к увеличению двусторонних правительственных визитов. Малайзия в рамках своей программы по техническому сотрудничеству предлагает обучающие курсы для кандидатов, выдвигаемых правительством Казахстана.
- Как вашей стране удается совмещать европейский и азиатский пути развития? Что вы можете посоветовать в этом направлении Казахстану?
- В принципе Малайзия не придерживается какой-то особенной модели. С момента обретения независимости мы объединили успешный опыт и помощь других стран, необходимые для развития нашего государства. Мы стараемся заимствовать все самое лучшее, что есть у Запада, но в то же время ориентируемся на Восток, особенно на Восточную Азию. Но это не копирование. Малайзия стремится стать развитой страной в своем собственном очертании.
Мы готовы поделиться своим опытом развития с Казахстаном. Наши страны относятся к развивающимся. У нас похожий исторический опыт. Поэтому важнейшей составной частью и вашего, и нашего национального развития является улучшение качества людских ресурсов. Образовательные возможности и учебные заведения должны иметь достаточные средства для подготовки квалифицированных, динамичных и продуктивных кадров. Мировая экономика - это конкурентная среда, в ней только самые лучшие будут иметь успех.

Елена Овчинникова


От забастовок к компромиссу?

Профсоюзы: от коммунизма к капитализму
Парадокс заключается в том, что, сохранив старую систему руководства профсоюзами, в Казахстане даже и не пытались создать новую, аналогичную западной. Это и не мудрено, ведь бессменный лидер Федерации профсоюзов РК Сиязбек Мукашев всегда подчеркивал, что он лучший друг президента и что возглавляемая им организация никогда не будет нагнетать ситуацию в обществе забастовками или пикетами. В итоге, пока руководство ФПК заключало двусторонние многостраничные договоры с правительством о социальном партнерстве и т. д., профсоюзы окончательно были лишены всех прав и превратились в аморфную структуру, которая не могла защитить права трудящихся. Между тем с профсоюзной и, по сути, общенародной собственностью начали происходить непонятные вещи. Дома отдыха и лечебницы продавались за смешные цены, а все возникавшие после этого вопросы оставались без ответа… Возмущенные такой келейной приватизацией ряд лидеров отраслевых профсоюзов во главе с Муратом Машкеновым пытались в 2001 году инициировать реформирование системы ФПК и хоть как-то повлиять на формы и методы ее работы, но безуспешно. Сиязбек Мукашев на внеочередном съезде ФПК в Астане заклеймил раскольническую деятельность Машкенова со товарищи и исключил их из федерации. Поэтому те вынуждены были объединиться под эгидой профцентра Казахстана, на базе которого в начале марта был проведен учредительный съезд и создана Конфедерация труда Казахстана.
СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ!
Кому принадлежит авторство идеи созыва учредительного съезда по созданию КТК и попытки реанимировать профсоюзы, сейчас уже трудно сказать. Во всяком случае, на пресс-конференции после съезда руководство Конфедерации было представлено тремя персонами: Сериком Абдрахмановым, Леонидом Соломиным и Муратом Машкеновым. Машкенов в структуре КТК занял пост генсекретаря, обеспечив взамен этого приезд на съезд в Алматы 110 делегатов из разных регионов страны и предоставив базу профцентра. Первым руководителем КТК избран депутат мажилиса Серик Абдрахманов, в разные годы побывавший и первым секретарем комсомола страны, и советником президента. Однако больше всего он запомнился скандалом с невозвратом валютного кредита, взятого фондом "Елимай" на закупку лекарства, и судебной тяжбой против газеты "Караван". Вторую скрипку, а не исключено, что и первую, в Конфедерации труда играет небезызвестный Леонид Соломин. 15 лет назад он вместе с женой Валентиной Сиврюковой создал независимый профсоюз "Бирлесу", а много позже и Конфедерацию свободных профсоюзов. Это дало ему возможность доступа во многие кабинеты власти и участия в работе над рядом законопроектов, касающихся социального блока. Что же касается Валентины Сиврюковой, то после поста вице-министра труда и соцзащиты населения она возглавила Конфедерацию неправительственных организаций - КНОК. Заметна своим негативным отношением к политизации НПО…
КТК КАЧАЕТ НЕ НЕФТЬ, А ПРАВА
Серик Абдрахманов, объясняя журналистам, почему он возглавил КТК, мотивировал это тем, что он всегда стремился защищать права людей труда. И что никаких дивидендов ему этот пост не принесет, так как ставку на профсоюзы сегодня не делает никто, даже политические партии. Главными задачами КТК Абдрахманов считает гармонизацию отношений между трудом и капиталом, поиск компромисса в конфликтных ситуациях и использование механизма социального партнерства. И конечно же, мажилисмен хочет наполнить профсоюзы новым содержанием, чтобы о них не судили лишь по культурно-массовым и спортивным мероприятиям. Слов нет, задачи и цели перед новой организацией поставлены правильные, но вот вопрос: какими путями все это будет достигнуто? Особой разницы между ФПК и КТК для журналистов, так же, как и для наемных работников, не наблюдается. Оба профдвижения пекутся о правах трудящихся пока лишь на словах.
Ведь качать права у нас гораздо легче и безопаснее, чем защищать их на самом деле…

Манас Мейрман

Hosted by uCoz