ДЕБЮТ ЮНЫХ ЧЕРЕПАШЕК
Первая выставка молодых художников алматинской студии
"Синяя черепаха" открылась в Центральном выставочном зале.
Наблюдать творческое взросление детей - одно удовольствие.
Академический рисунок, живопись,батик, гобелен…
На выставке привлекают внимание картины Руфины Серапониди, Марины
Ердяковой, холодный батик Айгерим Ибатуриной, Светланы Молчановой,
гобелен Софии Бектемисовой. Прелестный наив, незатейливые темы,
еще не испорченные цивилизацией, без определенного стиля, обремененного
устойчивым профессионализмом. Дети достойно принимали неординарное
отношение публики к своему творчеству. Например, на мой "глупый"
вопрос, почему кот с квадратной мордой назван роботом, пятилетний
Артем Таубаев (на снимке) ответил немым укором. В картине "Поцелуй"
11-летняя художница Юлия Решетникова (на снимке) изобразила
два красных сердечка. Как оказалось, это влюбленная парочка вышла
погулять на улицу.
"Это просто полет фантазии, - со смехом прокомментировала Юлия.
- Я не знаю, когда создала эту работу. В феврале, короче говоря. В
студии нас еще учат процессу холодного батика. Сначала набрасываешь
эскиз карандашом на бумагу, потом берешь ткань карандашом, вводишь
в специальный резерв. Когда есть настроение, рисуешь, а когда настроения
нет, тогда просто отдыхаешь".
Серик Медетов
Кладезь талантов
Когда у Александра Македонского спросили, почему
он уважает своего учителя больше, чем родного отца, великий полководец
ответил: "Отец подарил мне жизнь бренную, а учитель - вечную".
Этот эпизод всегда приходит на ум, когда я вспоминаю своего учителя,
давшего мне путевку в профессиональную жизнь - Сагымбая Кабашевича
КОЗЫБАЕВА.
Сегодня он - президент Академии журналистики
Казахстана, заведующий кафедрой истории
журналистики КазНУ им. аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор,
публицист, академик Академии политических наук РК.
Доброжелательный, гуманный человек. Это чувствуется в мягких интонациях
его голоса и светящихся теплом глазах. Такие люди обладают даром расположить
к себе собеседника. Недавно, разбирая старые папки, я наткнулась на
конспекты его лекций, в которых переплетаются живой рассказ об опыте
и закономерностях, методике и традициях, анализ удач и неудач в творчестве
журналистов, поиск фактов, определение существа жанров, интереснейшие
события и явления. Все это образует единое увлекательное повествование.
И действительно, на лекции Сагымбая Кабашевича мы ходили как на праздник.
Будучи человеком многогранным и разносторонним, он превращал обычную
"пару" в увлекательный ликбез. Времени хватало обсудить
не только профессиональную этику, но и приобщиться к истокам мировых
религий, порассуждать об экономической и политической ситуации в стране.
"Сагымбай Кабашевич - кладезь талантов, - пишет в специальном
выпуске научно-исследовательского журнала "Из истории отечественной
журналистики", посвященном 30-летию научно-педагогической деятельности
Козыбаева, Маншук Мукашева, доцент кафедры издательского дела,
когда-то занимавшая должность замдекана журфака. - Его идеи глубоки,
чувства безграничны, профессионализм высочайший. Он чрезвычайно пытлив
и наблюдателен, дотошен во всем , а еще - фирменная легкость, с которой
он все делает, и с которой у него все так споро получается".
Этот сборник вобрал в себя воспоминания не только учеников, но и коллег
профессора Козыбаева, которые, и это парадоксально, также были выпестованы
мэтром. Бауржан Жакып, Лайла Ахметова, Галия Ибраева, Какен Хамзин,
Александр Рожков, Лариса Нода, Светлана Велитченко, Рафаэль Балгин,
Елена Дудинова, Ольга Ложникова… И это далеко не полный список
тех, кто когда-то решил пойти по стопам своего учителя.
Коллектив редакции "Эпохи" присоединяется ко всем поздравлениям,
прозвучавшим в адрес Сагымбая Кабашевича, и желает мэтру взрастить
еще не одно поколение талантливых журналистов.
Юлия Кисткина
ВОЗВРАЩЕНИЕ МОДУЛЯЦИЙ ЦВЕТА
Выставка "Путь к цвету" лауреатов фестивалей
"Жигер", "Шабыт" Азата ТАБИЕВА и Малика ДУЙСЕНБАЕВА
открылась в галерее "Вояджер".
Начиная с 50-х, казахстанскую живопись от многих республик
СССР отличала тонкая живописность, сложная колористическая организация
холста, подвижность света... Черкасский, Мамбеев, Бондаренко, Айтбаев,
Сариев… Но, по мнению искусствоведа Ирины Юферовой, после художниц
Сауле Сулейменовой и Алмы Менлибаевой в области живописи наступило
некоторое затишье. Настоящая выставка молодых художников Азата Табиева
(на снимке) и Малика Дуйсенбаева показала, что еще, оказывается, не
все потеряно.
Опосредованно, через ассоциации, метафорические ходы ребята начинали
творчество под опекой своих отцов Бахтияра Табиева и Кенжебая Дуйсенбаева,
корифеев казахстанской живописи. Но творчество своих предков молодые
художники успешно сочетали с постоянным поиском собственных ключей
в современной живописи. Абстрагированные нефигуративные композиции:
диалог светлого и темного, динамики и статики Малика Дуйсенбаева и
лиричное звучание пейзажей, натюрмортов Азата Табиева. В одном выставочном
пространстве "Вояджера" их объединяет приверженность к художественному
ремеслу, колористическое чутье цвета.
"Выставка Азата и Малика обнадеживает, - делится хозяйка галереи
Ирина Юферова. - В наше искусство возвращается интерес к серьезной
живописи, основанной на сложных цветотональных модуляциях, преображающих
реальность, наполняющих ее особым философским смыслом. Именно на этом
пути складывается национальная школа живописи, заметно утратившая
свои приоритеты в постперестроечный период".
Ержан Бектурганов
ПРОБУДИТЬ ОЧАРОВАНЬЕ...
Камерная галерея "Вернисаж" продолжает
проект "Новые имена". Выставка "Пробуждение" Ирины
ПОНОМАРЕВОЙ открылась накануне Международного женского дня 8 Марта.
Судьба нам иногда преподносит неожиданные сюрпризы.
Ненавистная работа, наспех выбранная профессия, когда не хватает смелости
признаться, что это не твое… Ирине стоило немалых усилий бросить институт,
работу. Обменяла квартиру на частный дом в нижнем Кок-Тюбе, стала
много свободного времени уделять детям, саду, часто бывать на природе.
С той поры у нее как бы спала пелена с глаз. Ирина увидела мир иными
глазами. Как-то с появившейся потребностью приукрасить свое новое
жилище, разбирая старые вещи, она вдруг наткнулась на свои детские
рисунки, краски… Начала рисовать, черпая вдохновение в общении с природой,
передавать восприятие окружающего мира через призму души посредством
живописи, батика. Будущие сюжеты своих работ она и сегодня нередко
обсуждает со своими учителями Эльвирой Гарнышевой и Светланой Благо.
Появились первые покупатели…
В ее картинах незримо слышен мелодичный звон синего колокольчика,
чувствуется запах подсолнуха, аромат алма-атинского апорта... Холодком
и свежестью веет от заснеженных домиков, и даже слышен фазан в картине:
"Бело, и холодно, и тихо, и в тумане кричит фазан".
"Люди сегодня настолько зашорены своими проблемами, суетливы,
что бегут по жизни, смотря только себе под ноги, - делится Ирина.
- У них нет времени элементарно посмотреть на небо, на птиц, лишний
раз убедиться, что мы живем в прекрасном мире. Остановитесь и посмотрите
вокруг себя, отдайтесь порыву, мечте, заваленной на дне души житейским
хламом. И вы сами не заметите, как начнете самораскрываться посредством
какого-либо творчества. Стоит лишь захотеть".