Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Экономика
№8(80)

Пенсионная скорбь

О том, что реальная доходность по пенсионным активам негосударственных НПФ опустилась до минус 1,06%, будущие пенсионеры узнали еще в начале февраля. Тогда бывшие соратники Григория Марченко по Нацбанку - Болат ЖАМИШЕВ и Елена БАХМУТОВА, возглавляющие теперь Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, - сказали, наконец, всю горькую правду вкладчикам НПФ.

Всеобщего возмущения и массовых беспорядков эта правда не вызвала, ибо по большому счету, миллионам будущих пенсионеров давно стало ясно, что накопительная пенсионная система и так дышит на ладан. Даже самый активный апологет этой системы - глава Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев - перестал выступать в ее защиту, отдав предпочтение политической деятельности в стане правящей партии "Отан". Кстати, ни эта партия, ни Аграрная с Гражданской, не говоря уже о юном "Асаре", ничего внятного в защиту будущих пенсионеров пока не заявили. А поскольку вкладчиков НПФ в стране сейчас более 6 миллионов, причем это люди самого активного возраста, то такая мощная сила наверняка ждет объяснений от провластных партий в канун предстоящих выборов.
А делать что-то надо, ибо катастрофическая ситуация в накопительной пенсионной системе уже не терпит промедления. Официальные данные о доходности по пенсионным активам НПФ за период январь 2003 - январь 2004 года, приведенные в таблице, убедительно свидетельствуют - положение ухудшилось даже при снижении темпов инфляции за этот период до 6,4% с 6,8% месяцем ранее. Причина очевидна - значительное снижение номинальной доходности у всех фондов, за исключением "Казахмыса". Аналогичная картина и с реальной доходностью, которая стала отрицательной у 13 фондов из 16. В трио "счастливчиков" с положительной реальной доходностью лидирует ГНПФ, за которым следовали НПФ "Народного банка Казахстана" и "Народный пенсионный фонд". Но при таких темпах падения доходности вряд ли и эти фонды смогут удержаться от сползания в "красную" зону. Кстати, еще по одному важному показателю - значению условной пенсионной единицы с начала деятельности по 1 января текущего года - лидировал не ГНПФ, а "Народный пенсионный фонд" с 322,6226. За ним следовали корпоративный фонд "Казахмыс" (319,5727), НПФ "Народного банка Казахстана" (316,9995) и "¦лар‡мит" (313,5245).
Впрочем, пока никаких известий о банкротстве или слияниях пенсионных фондов не поступало. Хранят спокойствие и в Агентстве по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, и в Нацбанке. Глава последнего Анвар Сайденов советует пенсионным фондам идти за границу, дабы повысить доходность. Что верно, то верно - экономика развитых стран постепенно восстанавливается от недавнего спада, и акции крупных компаний заметно прибавляют в цене. На этом направлении наши пенсионные фонды в феврале приобрели акции таких крупных американских компаний как "Texas Instruments Inc.", "Oracle Corporation", "Morgan Stanley", "Applied Materials, Inc." и "Dell Inc.". Кстати, теперь НПФ могут инвестировать и в экономику развивающихся стран, так как, наконец-то, понизились требования к рейтингу эмитентов - отныне можно вкладывать пенсионные активы в зарубежные бумаги с рейтингом "ВВВ". Так что недалек тот день, когда в портфелях наших НПФ появятся акции таких солидных российских компаний как "Лукойл" или "Газпром". Кроме того, увеличен с 30% до 40% лимит инвестиций НПФ в бумаги иностранных эмитентов. Другого выбора у пенсионных фондов не осталось, ибо на внутреннем рынке ценных бумаг по-прежнему сохраняется дефицит инструментов для финансирования.
Главный банк Казахстана вынужден был даже разрешить НПФ вкладывать до 5% активов в … золото, а долю ставших никому не нужными бумаг минфина и Нацбанка снизил до 25% с 35%, установленных ранее. Кстати, о госбумагах - в этом году правительство погасит свои последние высокодоходные еврооблигации на сумму в 300 млн. долларов, которые были выпущены пять лет тому назад с фантастической по сегодняшним меркам доходностью - 13,625% годовых. Правда, руководство минфина пообещало рефинансировать еврооблигации за счет заимствования на внутреннем рынке у пенсионных фондов, но толку от этого мало - ведь былой доходности по таким бумагам теперь не видать.
Хотя об эффективной защите государством интересов вкладчиков НПФ говорить пока не приходится, определенные сдвиги на бюрократическом фронте все же есть. Появился целый ряд нормативных документов на эту тему: правительственное постановление от 29 января 2004 года № 103 "Об утверждении Правил возмещения акционерами корпоративного НПФ потери инвестиционного дохода в случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений" и постановления Правления Нацбанка - от 21 апреля 2003 года № 127 "Об утверждении Правил о пруденциальных нормативах для НПФ", "О публикации в СМИ финансовой отчетности НПФ" от 26 декабря 2003 года № 469, "О требованиях по размеру тиража и регионам распространения печатных изданий, которые субъекты рынка ценных бумаг должны использовать для публикации своих извещений и другой информации, подлежащей обязательному опубликованию". Последние два постановления вызвали особый интерес прессы, ибо сулят ей дополнительные источники рекламных доходов. Во-первых, теперь вводится требование об обязательной публикации финансовой отчетности НПФ, а во-вторых, такое право получают издания с тиражом не менее 15 тысяч экземпляров, распространяющихся на всей территории страны.Так что, добро пожаловать в "Эпоху", уважаемые рекламодатели!

Тулеген Аскаров


Горькая правда всегда лучше

В экономическом развитии Казахстану сегодня не по пути с его соседями по Центральной Азии. Мы ушли слишком далеко вперед и не можем ждать, пока соседи нас догонят.
В таких случаях говорят, что горькая правда лучше сладкой лжи. Даже дипломатам, вечно уходящим от прямых ответов на вопросы, пришлось признать на днях, что экономической интеграции стран Центральной Азии пришел конец. Как заявил на пресс-конференции в Алматы шеф казахстанской дипломатии Касымжомарт Токаев, Совет министров иностранных дел Центрально-Азиатского сотрудничества (СМИД ЦАС) официально прекратил действие всех документов, связанных с организацией Центрально-Азиатского экономического сотрудничества (ЦАЭС). Главную причину этого решения г-н Токаев назвал не по дипломатически прямо - разный уровень экономического развития стран-членов ЦАС. В общем, гусь свиньям не товарищ, а посему улетает в компании с другими пернатыми, то есть с более развитыми экономически странами. Чтобы бедным соседям не стало совсем уж обидно, гусь, то есть Казахстан, пообещал проработать вместе с ними концепцию создания явно мифических водно-энергетического, транспортного и продовольственного консорциумов.
А ведь как все хорошо начиналось! Особенно много шуму вокруг экономической интеграции стран Центральной Азии было в середине 90-х годов прошлого столетия. Своими амбициозными намерениями лидеры-"старотюрки" пытались поставить на место тогдашних руководителей России, Беларуси и Украины, которые тогда не особо церемонились с центральноазиатами. Правда, и последние были не слишком последовательны: с одной стороны, каждый из них пытался заручиться поддержкой Кремля, а с другой - всячески старался вывести свою страну из зоны российского влияния и изолировать свою экономику от соседей. На бумаге все эти геополитические шараханья вылились в Договор о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), который был подписан 30 апреля 1994 года руководителями Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Четыре года спустя ЕЭП превратился в ЦАЭС.
Конкретных планов тоже было громадье, но в основном они все так и остались на бумаге. Читатели вряд ли поверят, но в 1996 году Казахстан намеревался принять участие в выпуске узбекских автомобилей "Дэу", для чего в соседнюю страну даже прибыла представительная делегация казахстанских бизнесменов и чиновников. В Кыргызстане должны были выпускаться электродвигатели с нашим участием, а из Алматы должны были поставляться соседям дорожные знаки, изготовленные по современным технологиям. Главный центральноазиатский чиновник тех времен - председатель исполкома Межгоссовета Серик Примбетов говорил тогда о 60 совместных проектах по основным отраслям экономики, включая строительство второй нитки газопровода из Бухары в Алматы.
В рамках ЦАЭС планировалось превратить регион в зону свободной торговли, создать платежный, таможенный и валютный союзы, а потом - и общий рынок товаров, услуг и капиталов. Как всегда, первую интеграционную скрипку играл Казахстан. Особо подчеркивалось, что ЦАЭС - единственное межгосударственное объединение, в котором был собственный финансовый институт - Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития. Даже Европейский Союз тогда поверил в светлое будущее региона и подкрепил свою веру деньгами - в рамках программы "ТАСИС" было выделено 3 млн. экю (евро еще не было) для реализации модели Бенилюкс. Увы, теперь ЕС вместе с налогоплательщиками стран ЦАЭС остается только сожалеть о потраченных напрасно средствах.
С началом нового века точки зрения стран-участниц - Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана - на ЦАЭС изменились радикально. Правда, говорить публично о необходимости упразднить эту организацию президенты все же остерегались. Так, один из последних саммитов ЦАЭС прошел в Алматы в январе 2001 года. На нем было сказано немало слов об ощутимых результатах экономического сотрудничества, а также об инициативе Астаны по разработке специальной программы для экономик региона. Говорилось и о стратегии интеграционного развития ЦАЭС до 2005 (?!) года, утвержденной в июне 2000 года на саммите в Душанбе. Потом президенты любовались красотами Медео и Чимбулака, поздравляли оттуда свои народы с наступившим новым годом, обещая, что красоты стран региона будут служить на благо и радость всем нам. А уже год спустя они создали ЦАС, фактически похоронив ЦАЭС. Вот и верь после этого президентам!

Берик Темирбаев

Hosted by uCoz