Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Дата
№8(80)

Право на независимость

3 марта 1878 года закончилась русско-турецкая война. Между царской Россией и Османской империей был подписан так называемый Санстефанский мирный договор, согласно которому болгарский народ, около 500 лет находившийся под владычеством турецкого султана, получал свободу. С тех пор традиционно в третий день марта Болгария отмечает годовщину независимости. Накануне праздника "Эпоха" взяла интервью у Временного Поверенного в делах посольства Республики Болгарии в Казахстане г-на Димитра ДЕКОВА.

Праздники делают люди
- Г-н Деков, что значит для вашего народа этот праздник, какой смысл в него вкладывается?
- Независимость для любого народа - это освобождение, возможность развиваться, защищать свою свободу и устраивать свою жизнь, свое будущее.
Сегодня День Независимости - единственный национальный праздник в Болгарии, потому что реальную свободу наше государство приобрело именно после подписания Санстефанского договора. Хотя в бытность социалистического строя до 1989 года этот праздник отмечался 9 сентября, в день переворота 1944 года. Но в 90-е годы прошлого века мы вернули Дню Независимости его истинную дату - третье марта. Теперь это мероприятие отмечается торжественно, но без излишней помпезности: митинги, манифестации, речи возникают спонтанно. Глава государства, конечно, поздравляет граждан страны с праздником, однако на этом весь официоз заканчивается. Люди просто гуляют, отдыхают и сами готовят праздничную программу.
- Знаю, что День Независимости - не единственный весенний праздник в Болгарии.
- Да, болгары - народ древний, поэтому традиции у нас очень интересны и необычны. Одна из них, уходящая корнями во времена язычества, 1 марта ставить Мартеницу. Похожего обычая нет у других народов. Мартеница - это узелок из белой и красной тесьмы. Белая символизирует расставание с зимой и прошлым, а красная - приход весны и надежды. Мартеницу вешают на одежду, а детям повязывают на руку и снимают обычно, когда увидят прилетевшего аиста. У нас они гнездятся, выращивают своих птенцов, поэтому связывать с ними свои надежды, по-моему, очень трогательно.
- Скажите, а 8 Марта вы отмечаете?
- Да, но только не вкладывая в него какой-либо идеологический смысл. Это просто праздник весны, женщин и любви. С цветами и подарками. Хотя женщины, как мне кажется, любят получать подарки в любое время года.
В Болгарии есть и традиционно мужской праздник - День обрезания виноградной лозы. Обычно он отмечается в феврале. Это древний ритуал, связанный с богом вина Дионисием. Он достался нам от фраков. Ведь болгарское государство образовалось в 681 году. Но территорию его задолго до этого населяли несколько этносов, одним из которых были фракийцы.
- Существуют ли сегодня в Болгарии межэтнические проблемы и религиозные разногласия?
- Официальная религия у нас - православие. Мы приняли христианство еще в 865 году, по решению хана Бориса I, который позже стал царем. Так эта религия стала основной на территории болгар, хотя на ней проживали не только славяне, но и протоболгары - тенгристы, а также фраки, исповедовавшие многобожество. Однако никаких конфликтов на религиозной почве не возникало и не возникает. Три этноса - это костяк Болгарии, они смогли сохранить некоторые из своих обычаев, танцев. При этом, естественно, в стране принят закон о свободе вероисповедания, и никаких преследований или гонений в этом плане быть не может.
Плоды перестройки
- Каким образом Болгария осуществила переход от социалистической формации к капиталистической?
- Уже с середины 80-х годов во всем бывшем социалистическом лагере начался период перестройки, озвученный Михаилом Горбачевым. Общество и руководящая элита нашей страны понимали, что идти по старому пути невозможно, потому что это вело к ухудшениям в экономической и социальной сфере. Правительством было принято решение об изменении политического курса государства. Руководитель страны тех лет Тодор Живков издал указ о том, что граждане Болгарии в любой момент беспрепятственно имеют право выехать из страны. Таким образом, Живков положил начало так называемому великому переселению турков. Дело в том, что в Болгарии проживало около 800 тысяч турков. Некоторые из них - потомки тех, под чьим гнетом мы жили в течение 500 лет, некоторые были переселены в Болгарию с Кавказа в середине ХIХ века. У них свой менталитет, своя религия и язык. Поэтому указ Живкова в мае 1989 года они восприняли как предложение покинуть Болгарию. В конечном счете это выглядело некрасиво и в социальном, и в политическом плане. Последствием такого решения стала массовая миграция, причем из страны выехали не только турки, но и молодые перспективные специалисты, которые на тот момент не были востребованы на родине. Таким образом, за короткий срок население Болгарии ощутимо сократилось. Сегодня у нас 8,5 миллионов жителей, но отток кадров пока не прекращается.
- Значит ли это, что свой путь к капитализму вы начали не с реформ, а с силового нажима?
- Реформы, конечно, проводились, но в принципе переход получился силовым и необдуманным. Я всегда подчеркиваю, что мы, славяне, сначала делаем, потом думаем. Исключением из этого правила мы не стали и в этом случае. Болгария могла бы сохранить то добро и богатство, которое существовало при прежнем строе, отстранив лишь то, что действительно мешало. А мешало многое.
Где ты, родная земля?
- Что же на сегодняшний день является определяющим в вашей внутренней политике?
- Наша главная задача - создать рыночную экономику, на этой основе возродить рынок и дать возможность людям заниматься свободным предпринимательством. В сущности, Болгария индустриально-аграрная страна. У нас всегда, даже во времена турецкого гнета, существовала собственность на землю. После коллективизации, произошедшей в конце 40-х годов, люди лишились права частной собственности. Однако упорно ждали ее возвращения. В 90-х годах был принят закон о возвращении земли первоначальным собственникам, но оказалось, что этот процесс сопряжен с большими трудностями. Во-первых, сегодняшние собственники в большинстве своем перестали быть аграриями, они уже инженеры, врачи, чиновники, городское население. Во-вторых, процесс возврата земли тяжело сказался на сельском хозяйстве страны в целом. Оно пришло в упадок, так как аграрно-промышленные комплексы и кооперативы, которые создавались при социализме как единое целое, опираясь на общность земли, то есть большие и рентабельные хозяйства, разбили на кусочки. Фактически большая часть крупных хозяйств была уничтожена. Мне же кажется, что такую землю правильнее было бы возвращать в качестве акций, а не буквально - десятинами. Тогда, наверное, сельское хозяйство страны не оказалось бы в таком состоянии.
Ломать - не строить
- В каких же направлениях теперь развивается экономика Болгарии?
- В данное время нам важно сохранить предприятия, сумевшие выжить. Это, конечно, промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственную продукцию, шерсть и молоко. Поэтому в республике поощряется развитие малого и среднего бизнеса. Естественно, что идет развитие тех производств, которые нашли себе рынок сбыта. Это машиностроение, перерабатывающая промышленность, фармацевтическая индустрия. У нас хорошие условия для выращивания и производства табака высокого качества. Вы наверняка знаете, что Болгария - это страна роз, поэтому большие надежды мы связываем с выпуском розового масла, которое широко используется в парфюмерии и стоит довольно дорого. Раньше мы производили по 2,5 тонны розового масла в год.
Ну и, естественно, туризм. Болгария - очень древняя и красивая страна. Море, горнолыжные курорты и санатории, расположенные вокруг 500 горячих родников, вода в которых колеблется от 30 до 80 градусов - все это привлекает к нам туристов со всего мира. Туризм является одним из стратегических направлений в развитии нашей экономики. Поэтому государство всячески поощряет туристический бизнес в плане рекламы и устанавливает льготные кредитные и налоговые условия. Ведь туризм приносит почти 2,5 млрд. долларов прибыли в год. Для нашей страны это очень серьезно.
Интерес определяет отношения
- Каковы ваши задачи в области внешней политики, и что вы можете сказать о процессе становления отношений между Болгарией и Казахстаном?
- Нашей основной целью является присоединение к Европейскому Союзу. Думаю, это произойдет в 2007-2008 годах. Для поддержания безопасности мы стремимся стать членами НАТО.
Что же касается двустороннего сотрудничества между нашими странами, надеюсь, оно всегда будет успешным и плодотворным.
Болгары и казахи - это дружественные народы, способные помочь друг другу в устройстве экономики и образовании. Болгария бедна полезными ископаемыми, энергоресурсами, цветными и черными металлами, поэтому Казахстан представляет для нас в этом отношении определенный интерес. Территории наших стран расположены очень удобно, связывая Европу и Азию, Восток и Запад. Поэтому транзит грузов, перевозка людей и товаров - все это формы нашего сотрудничества.
Наши законы их глазами
- Скажите, как вы оцениваете экономические и политические реформы Казахстана? Какими, по вашему мнению, должны быть демократические законы о СМИ и о выборах?
- Я думаю, что переходный период Казахстана идет на фоне становления государственности. Это не просто, тем не менее, государство состоялось. Конечно, есть определенные трудности и недостатки, как объективного, так и субъективного характера. Все они являются вашей действительностью.
Правильным способом улучшения любого законодательства является диалог власти с граждан-ским обществом. И мне кажется, что этот процесс в Казахстане идет. Однако революционным путем его нельзя ускорить. Закон - это текст, который необходимо претворять в жизнь. А это означает научить людей соблюдать и чтить его. Но не насильно, потому что когда есть сила, тогда есть сопротивление, которое опять-таки замедляет сам процесс. Журналисты, по-моему, должны знать, что общество, находящееся в переходном периоде, еще не готово к полной открытости. Само желание открытости пока не сформировано, не воспитано в нем. А диалог между властью и журналистами как раз и должен быть направлен на то, как воспитать, вырастить это общество.
Когда в государстве главенствует закон, кто стоит у власти - не важно
- Победа на выборах того или иного кандидата может улучшить или ухудшить жизнь только того общества, которое пока не сформировалось. Почему в развитых странах голосует лишь 30% от общего населения, а люди бизнеса, искусства и культуры вообще равнодушны к выборам? А потому, что не так уж и важно, кто встанет у руля. Ведь есть закон, в рамках которого и будет действовать избранник и само государство. В таком государстве общество не политизировано, ведь законы не меняются каждый день, они стабильны и способны только улучшаться. Потому что никому не придет в голову голосовать за худший закон. А в переходном периоде кто приходит к власти, тот и устанавливает порядок, поэтому победа на выборах так важна.


Беседовала Елена ОВЧИННИКОВА

Hosted by uCoz