Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Экономика

Какой уж тут центр!

Планы наших властей создать международный финансовый центр в Алматы, скорее всего, так и останутся на бумаге. Причина проста – в Казахстане слишком низкое качество жизни (КЖ), а посему жить здесь несладко не только иностранным гостям, но и нам самим.

Эксперты из авторитетного исследовательского центра “Economist Intelligence Unit” составили рейтинг 111 стран по уровню КЖ, в котором нашей стране досталось 96-е место, о чем и сообщило информагентство “Kazakhstan today”. КЖ в данном случае учитывает все факторы, имеющие отношение к жизни человека, – уровни дохода на душу населения, социального и семейного благополучия, безработицы, темпов экономического роста государства, здравоохранения, равенства полов, географические и климатические условия и многое другое. Впрочем, не лучше ситуация и в России, которой досталось 105-е место, на Украине (98 место), в Молдове (99), Беларуси (100), Туркменистане (102), Кыргызстане (103), Узбекистане (106) и Таджикистане
(107-е место). А замыкают конец списка рейтингов по КЖ Нигерия, Танзания, Гаити и Зимбабве.

Гораздо лучше из постсоветских республик смотрятся в рейтинговой таблице прибалтийские страны – Литва (63-е место), Латвия (66) и Эстония (68), а также закавказские республики, занявшие места с 85-го по 87-е. Удивил коммунистический Китай, которому досталось 60-е место. А лидером по КЖ оказалась Ирландия. Ее теперь по праву можно считать лучшим местом для жизни, а значит и для бизнеса. Другие члены первой пятерки – Швейцария, Норвегия, Люксембург и Швеция. США досталось 13-е место, Франции – 25-е, Германии – 26-е.

Берик ТЕМИРБАЕВ


Лакомый кусок

У Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью со следующего года прибавится хлопот. Ему передаются полномочия МВД по выявлению и расследованию ряда преступлений.

Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс устранят наболевшие проблемы дублирования функций Агентства и МВД. Отныне первое будет бороться с коррупцией, а МВД – с уголовной преступностью.

Так, в ведение финансовой полиции перейдут 44 состава преступлений. Среди них – получение взяток и выгод, связанных с коммерческой деятельностью, злоупотребление властью, экономическая контрабанда и другие. Около 30 видов хозяйственных преступлений следователи МВД и финансовой полиции будут расследовать альтернативно. По словам сенатора Кабдыгали Ахметова, хозяйственная деятельность очень широка, и в этом случае невозможно предусмотреть, будет ли хозяйственное преступление только финансового характера, только экономического, или же связано с другими видами деятельности. “Поэтому для выявления этих преступлений возможности МВД надо использовать. Но, естественно, в первую очередь мы надеемся на финансовую полицию”, – подчеркнул сенатор.

Финполиции передали также 900 дополнительных штатных единиц. “Для того, чтобы финансовая полиция могла успешно справляться с новыми возложенными на нее обязанностями”, – сообщил г-н Ахметов.

Сам председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Сарыбай Калмурзаев посетовал, что подготовка этого документа оказалась тяжелой ношей для его ведомства, так как “некоторые лоббирующие товарищи хотят, чтобы этим вопросом, как и раньше, занимались органы МВД. Почему? Потому что они не хотят заниматься только бомжами, убийцами и грабителями. Без экономических преступлений им неинтересно”.

Айман Карагозова, Астана


Налоговые страдания

Налоговый кодекс вновь “корректируют”. На этот раз сенаторам проект особо пришелся не по вкусу, но все же после второго чтения его направили на подпись президента без особых изменений. Согласно новой редакции кодекса, в 2005 году бюджет страны недосчитается 21 млрд. тенге.

С презентацией законопроекта выступил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов. Как он заявил, документ разработан для поощрения инвестиционной активности предпринимателей, повышения конкурентоспособных экспортоориентированных производств в обрабатывающем секторе экономики. Правительство предлагает расширить сферу предоставления инвестиционных преференций по корпоративному подоходному налогу и ввести особый режим налогообложения организаций, реализующих продукцию собственного производства с высокой добавленной стоимостью. А для того чтобы стимулировать замену изношенных основных фондов, с 1 января 2006 года предлагается перейти на новый метод начисления амортизационных отчислений и относить на вычеты расходы на ремонт. Так, на 30% снизят налоговую нагрузку тем предприятиям, которые будут использовать высокую добавочную стоимость. Предприятия, где более 50% сотрудников будут составлять люди с ограниченными физическими способностями, земельный налог не станут платить.

Однако сенаторам проект пришелся не по вкусу.

Так, сенатор Ахметов заявил, что в этом варианте кодекса не прослеживаются интересы малого и среднего бизнеса в части улучшения их работы.

Г-н Келимбетов парировал, напомнив, что уже внесены изменения в кодекс для предпринимателей, которые “существенно улучшают условия именно для предприятий малого бизнеса. Это не может продолжаться из года в год. Здесь малому бизнесу жаловаться не на что. Сам законопроект направлен на создание несырьевой направленности. Мы предусматриваем льготы, для того чтобы предприятия добивались высокой добавленной стоимости, новых инвестиционных производств. Все это в нашем законопроекте поддерживается, и в первую очередь – для малого и среднего бизнеса”, – заявил министр.

После долгих прений сенаторы все же одобрили законопроект во втором чтении.

Как заявил сенатор Евгений Аман, нынешняя работа над налоговым кодексом направлена на создание мотивации у предпринимателей, финансовых структур к размещению своего капитала, менеджмента в несырьевом секторе экономики, что приведет к снижению ее зависимости от сырьевого сектора.

“Данный законопроект направлен на развитие крупного бизнеса, на прорыв в создании новых производств с высокой добавленной стоимостью”, – отметил г-н Аман.


До развязки недалеко

Свежие данные Агентства по статистике подтвердили опасения в том, что инфляция в нашей стране неумолимо движется к двузначной отметке и уже вскоре наверняка выйдет на российский уровень.

 

Три месяца подряд в нашей стране цены растут ежемесячно примерно на 1%. Так, в ноябре инфляция составила 0,9%, в октябре – 1,1%, сентябре – 0,8%. Таким образом, за сентябрь – ноябрь рост цен составил 2,8%, тогда как за январь­ – август – 3%. А в общей сложности с начала года инфляция достигла 5,8%. Если же считать рост цен соотношением января – ноября текущего года к аналогичному периоду прошлого года, то получится 6,9%. Конечно, правительство и Нацбанк, подводя итоги года, наверняка попытаются сделать хорошую мину при плохой инфляционной игре и отрапортуют главе государства о том, что рост цен удалось удержать в заданных пределах. Но что мы будем делать в следующем году при нынешних темпах инфляции – ведь легко подсчитать, что если последняя тенденция сохранится, то цены будут расти как минимум по 10% в год!

Понятно, что в таком случае первой пострадает финансовая система – ведь банкирам придется резко повысить ставки по кредитам, а это повлечет за собой массовые неплатежи. Потери понесет ипотечное и потребительское кредитование, а уж о накопительной пенсионной системе лучше и не говорить. Впрочем, возможен и обратный вариант – быстрый рост цены на деньги и инфляция, напротив, могут стать спасительным кругом для будущих пенсионеров, а если еще и доллар начнет укрепляться против тенге, то это будет означать праздник на финансовой улице.

Кстати, и аналитики Нацбанка в своих расчетах базовой инфляции по пяти разным методикам сходятся в том, что инфляционные тенденции в Казахстане “демонстрируют тенденцию к увеличению”. Мягко сказано! Тем более, что по одной из методик в Нацбанке не берут в расчет изменение цен на овощи и фрукты (это, видимо, дань памяти Григорию Марченко), бензин и уголь, а по второй исключаются овощи, фрукты, регулируемые услуги и энергоресурсы. Где здесь объективность и научный подход, не понятно.

Как ни грустно, быстрее других растут цены на продовольственные товары, что сводит на нет все надбавки к пенсиям и пособиям. С начала года продукты питания поднялись в цене на 6,1%, а в сравнении с одиннадцатью месяцами прошлого года – на 7,7%. Но это в целом, а данные статистиков за ноябрь шокируют: молоко свежее подорожало на 8,3%, яйца – на 7,4%, творог – 6,8%, сметана – 6,4%, кефир – 4,1%. Поднялись в цене фрукты и овощи (2,2%), рыба (1,9%), масло животное (1,5%), колбасные изделия (1%), мясо (0,5%), рис (0,3%), крупы и макаронные изделия (0,2%). Правда, подешевели мука (на 0,5%) и сахар (0,2%). А поскольку тенге продолжал крепнуть к доллару, то жизнь дорожала у нас и в инвалютном исчислении (правда, это относится больше к американской валюте, поскольку евро в последнее время укреплялся к тенге).

В группе непродовольственных товаров в ценовой гонке лидер прежний – дизельное топливо, которое в ноябре подорожало еще на 15,4%! Бензин поднялся в цене на 3,7%, уголь – 2,4%, одежда и обувь – 0,6%, медицинские препараты – на 0,4%. В первую очередь на удорожание топлива реагируют транспортники, оплата за услуги которых в ноябре выросла на 2,1%. Но это усредненный показатель, поскольку в отдельных регионах рост составил 15-20%. Услуги жилищно-коммунальной сферы подорожали за месяц на 0,7%, учреждений образования и культуры – по 0,4%. Но и здесь картина общая, тогда как кредитникам пришлось бы платить за свое обучение в вузах на 80% больше, если бы не вмешался глава государства.

Самые высокие цены на продукты питания по-прежнему зарегистрированы статистиками в Астане, Алматы, Атырау и Актау. Показательно, что южная столица, где работают крупнейшие птицеводческие компании страны, входящие в группу “Сеймар”, лидировала в ноябре по уровню цен на яйца – 162 тенге. А столица, расположенная в целинном краю, уже давно держит первенство по ценам на муку, которые в ноябре составили 72 тенге за килограмм. Это еще раз говорит о необходимости скорейшего вступления Казахстана в ВТО – ведь аппетиты отечественных производителей-монополистов растут день ото дня.

Тулеген АСКАРОВ

Hosted by uCoz