Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Культура

Дарования

В Марселе на ежегодной книжной выставке “Lire en fete” (“Чтение – праздник”) Ассоциация франко-европейской литературы представила книгу юной казахстанской писательницы из Тараза Агилы С ауран “Заколдованные сокровища”.

Студентка 4-го курса филологического факультета КазГНУ Агила Сауран в 2003 году опубликовала первую книгу – “Заколдованные сокровища” на русском, а в 2004 году – на казахском языке “Сиќырлы ќазан”. Сказки Агилы – это размышления о смысле жизни, о предназначении человека, о чести и самопожертвовании. Ее сказочный мир наполнен добром и чистотой.

В марте 2004 года книги Агилы были выставлены чешским издательством “A.T.N.X.” на книжном салоне в Париже. К концу текущего года издательство совместно с Ассоциацией франко-европейской литературы (AFEL) планирует издание серии сказок Агилы для стран Европы на английском, француз­ском, немецком, испанском и итальянском языках. Предисловие к этому изданию пишет известный французский профессор Альбер Фишлер, лауреат премии Мира и общественного согласия президента РК.

Следующая встреча молодого дарования из Казахстана с французской аудиторией состоится в марте 2005 года на знаменитой международной книжной ярмарке в Париже.

Пресс-служба МИД РК


Шелковый диалог

“Западно-восточные диалоги” – так называется выставка, которая откроется в Алматы. Впервые в ней принимают участие художники-ювелиры из 11 стран.

В исторической памяти человечества Шелковый путь олице­творяет великую объединяющую идею, – говорят художники-организаторы. – Национальные украшения способны многое рассказать о людях и об эпохе, когда они были созданы. Произведения искусства всегда символизируют неделимость мира, взаимопроникновение культур. Диалог-обмен между Востоком и Западом никогда не утратит актуальности. Поэтому новое обращение к этой теме выявляет все новые грани этого удивительного, одновременно противоречивого и гармоничного сочетания”.

Задача про­екта в том, чтобы сделать видимым глубокий и многогранный культурный диалог европейских и восточных мастеров. Они говорят на разных языках и в то же время на одном – творческом, понятном всем жителям планеты без перевода.

Выставка организована под эгидой ЮНЕСКО. В Бишкеке она проходила в сентябре, теперь открывается в Алматы. А в следующем году “Диалоги” планируется провести в Москве, Стамбуле, Сеуле. Свои работы прислали ювелиры из США, Германии, Ирана, Греции. Приглашение участвовать в этой выставке принял и знаменитый японский мастер Ясуки Хирамацу. Он считается нобелевским лауреатом в ювелирном деле. Недавно он получил самую высокую награду в этом виде искусства.

Одна-две работы из каждой коллекции будут выставлены на аукцион. Вырученные от продажи средства художники перечислят в фонд музеев.


Кто виноват?

Нашумевшая казахстанско-российская картина Гульшад ОМАРОВОЙ “Шиzа”, которая удостоилась пяти показов на Каннском кинофестивале, получила награду на московском “Кинотавре” и номинирована на “Оскар” как “Лучший зарубежный фильм”.

Это уже вторая работа наших земляков, претендующая на получение награды американской киноакадемии в этом году. Как известно, совсем недавно российским составом “Оскара” было принято решение номинировать “Ночной дозор” Тимура Бекмамбетова. В таком случае получается, что наши земляки будут конкурировать между собой, так как номинация для зарубежных фильмов у “Оскара” одна. Если бы нашему зрителю предложили проголосовать и он смог бы сделать свой выбор, на мой взгляд, безусловно, голоса были бы отданы в пользу картины Бекмамбетова. Хотя бы потому, что “Ночной дозор” посмотрели почти все, а “Шиzу” – единицы, и то в дни фестиваля “Звезды Шакена”. А в прокате картина была один-два дня.

Это обстоятельство еще раз обнажило старую проблему – отсутствие в Казахстане проката. Фильмы вроде есть неплохие, получают различные призы и награды на международных кинофестивалях, а зритель их не видит. Спросите любого прохожего, смотрел ли он “Остров Возрождения”? “А что это такое?” – ответит он вам вопросом на вопрос.

Киношники, бомонд, журналисты знают, что это фильм Рустема Абдрашева, получивший Гран-при на фестивалях стран Балтии и СНГ “Киношок” и местном “Звезды Шакена”. А простому зрителю, как говорится, по барабану, что он там получил, главное, чтобы было интересно.

Сами режиссеры, кинематографисты почему-то склонны обвинять в отсутствии проката владельцев кинотеатров, мол, они – хозяева – не берут наши фильмы. Но извините, на дворе XXI век, рыночная экономика, что приносит прибыль, то и показывают.

Киношники также наивно полагают, что закон о кино сможет решить все проблемы, так как обяжет брать в прокат отечественные фильмы. Это уже напоминает мне шариковское “все поделить”. Они ссылаются на аналогичный закон в России, его значительную помощь развитию российского кино. Но, насколько мне известно, в их законе нет пункта, заставляющего владельцев частных кинотеатров показывать любой неинтересный фильм отечественного производства. Вот в муниципальных кинотеатрах государство может себе это позволить. Но таковых у нас не осталось, а если их передать снова в государственные руки, неизвест­но, что с ними еще станет. Особенно, если учитывать печальный опыт алматинского цирка и вспомнить состояние, в котором находились наши кинотеатры до того, как перешли в частные руки.

Жанна БИСАРОВА


Гран-при для смуглянки

Картина “Карагыз” знаменитого кыргызского режиссера Геннадия БАЗАРОВА завоевала сразу несколько призов на V Международном кинофоруме, который проходил в Ялте. Фильм получил Гран-при, специальный приз “Мосфильма” и два диплома – за лучшие режиссуру и сценарий.

Для самого Базарова, которого многие его коллеги по цеху называют кыргызским Тарковским, и Женишгуль Озубековой, по чьей пьесе был снят фильм, было большой неожиданностью участие в этом конкурсе. Они ничего не знали о том, что их ленту отобрали для международного показа. На ялтинский фестиваль “Карагыз” отправила Московская конфедерация союзов кинематографистов. Российских кинодеятелей так потряс сценарий и режиссура картины, что они единодушно решили представить ее на суд жюри.

“Карагыз” – локальная вещь, ее действие происходит в течение одного дня в одном месте и с малым количеством действующих лиц. В пору безденежья и устаревшей техники, не позволяющей снимать большие проекты, это идеальный сценарий ”,откровенно признается Геннадий Базаров.

Но если Базаровым-прагматиком двигали чисто экономические соображения, то для Базарова-художника “Карагыз” – один из символов сегодняшнего времени, вот почему он взялся экранизировать этот сюжет.

Это история людей, попавших под ножницы суровой действительности, – говорит Геннадий Садырович. – Трагедия семьи, угнетенной социальной средой. Но я не хочу обвинять в их несчастье ни время, ни обстоятельства, ни правительство. Люди сами запутались в своих отношениях и в бесконтрольном эмоциональном порыве спились. Мой герой уже тридцать лет живет с женщиной, которая его не любит и никогда не любила. Рано постаревшая от тяжелого быта, но не утратившая былого шарма, хозяйка дома периодически тоже прикладывается к рюмке, но изо всех сил старается поддерживать видимость лада в семье.

Хуже всего, что они оба безразличны не только друг к другу, но и к своим детям. Старший сын женился на дочери богатых родителей и живет за их счет. Средняя дочь – проститутка, оправдывающая свое занятие тем, что таким образом она зарабатывает на хлеб ”.

Главная героиня пьесы – Карагыз. Смуглянка. Младшая дочь. От рождения парализованная, лишенная дара речи, она наблюдает за семейными ссорами, за тем, как родные и дорогие ей люди в порыве злости обвиняют бога в том, что он допустил рождение калеки, которая стала обузой и позором для всего их рода. Роль Карагыз бессловесная и оттого самая трудная. Ее сыграла Гульсина Чотонова. Несмотря на то что девушка не актриса, Базаров пригласил в свой фильм именно ее.

“Гульсина – режиссер, работает на КТР, я увидел ее в буфете – и меня сразу поразило ее лицо: необычное, иконообразное. И глаза – большие, черные, печальные. Сразу понял, что это Карагыз, и спросил: “Вы сможете побриться наголо для съемок фильма?”. Она, не задумываясь, ответила: “Да”. Когда начались репетиции, стало ясно, что я не ошибся в выборе. Она не играет – она живет, а это как раз то, чего я добиваюсь от актеров”,говорит Геннадий.

Амалия Бенлиян, Бишкек


Гражданин дороги

Потомок известного народного художника СССР Александра ГЕРАСИМОВА живет в Бишкеке. В наследство от именитого родственника нашему герою достались только фамилия и дар живописца. Александр и Владимир Герасимовы никогда не встречались, но в новейших энциклопедических справочниках их имена наверняка будут стоять рядом. Картины обоих мастеров хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Они по-разному знамениты, но одинаково талантливы.

“Фантазии спящего человека”

Так называется фантастическая серия, созданная впервые в истории Кыргызстана художником Владимиром Герасимовым и прославившая изобразительное искусство далеко за пределами родины. Родина... Но на самом деле у Герасимова ее нет. Он в прямом смысле слова – гражданин дороги.

Я родился в поезде, где-то между Польшей и Советским Союзом. Родители возвращались из Берлина в Семипалатинск. Мама была на последних месяцах беременности, но все равно решилась на такой дальний путь. Думала, до родов успеет добраться до дому. Не успела. Так что моя родина – поезд и рельсы”, – улыбается Владимир Александрович.

Он лишь в 15 лет ощутил тягу к кисти и акварели. Это случилось после знакомства с картинами Босха и Брейгеля – нидерландских живописцев, в чьем творчестве переплелись лирика, юмор, фольклор и фантастический гротеск. Эти мастера восхищали молодого рисовальщика своей особенной манерой письма, которую ни с кем не спутаешь. Теперь он сам может похвастать тем, что обладает индивидуальным художественным почерком. Он открыл собственный жанр, название которому – герасимовское воображение.

Сорок лет вдохновения

Мастерской Владимира Герасимова уже сорок лет. Он намеренно ни разу не делал в ней ремонт. Эти стены хранят не только воспоминания, но и настроения, мысли, идеи, которым еще предстоит воплотиться на холсте.

“Моя первая мастерская была в Союзе художников. Там мне тоже работалось легко и радостно. Это была не простая комната, в ней творили наши великие мастера – Заур Хабибулин, Дамир Конгурбаев, театральный художник Макен Сыдыкбаев, график Белек Жумабаев. Мастерская была пропитана их энергетикой и давала мощный поток вдохновения. Потом все пришло в упадок, и художники стали ютиться кто где может. Я нашел пристанище здесь ”, – оглядывает свои творческие апартаменты Владимир Александрович.

Несколько лет назад он чудом выжил в автокатастрофе. Все, кто узнавал о случившемся, говорили ему: “Старик, да ты в двух рубашках родился!. Но сам Герасимов не спешил благодарить судьбу за спасение, потому что после полученных травм он, по сути, не жил, а существовал. И что самое ужасное – больше не мог рисовать. Врачи его не обнадеживали: “О живописи скорее всего придется забыть”. “Я не мог самостоятельно даже причесаться. Но не переставал надеяться на выздоровление”, – вспоминает он о тех днях.

Нафантазированные сюжеты, приснившиеся сны, люди, осень за окном – все просилось на бумагу. Однажды пациент не выдержал, попросил принести карандаш, листы и, не поднимаясь с кровати, начал рисовать... левой рукой. Правая была без движения. Теперь его “больничная серия” – своего рода дневник. Эти рисунки ему очень дороги, он никогда не продаст их, хотя иностранцы готовы заплатить за них большие деньги.

Элла Самвэл, Бишкек

Hosted by uCoz