Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
    Здоровье
№16(88)    

Частная медицина на положении пасынка

      Пришла пора менять подходы к управлению в системе здравоохранения - так считают многие специалисты, опрошенные нами. В этом плане они возлагают большие надежды на нового министра здравоохранения Ерболата ДОСАЕВА. Об этом же говорил и президент в своем традиционном Послании народу. Но как у нас часто случается, слова главы государства на местах либо искажаются, либо понимаются кому как вздумается. Сказал президент, что должно быть четкое разделение платных и бесплатных услуг, и это уже начали выполнять. Но как? Вот что рассказала "Эпохе" президент Ассоциации врачей и провизоров Айжан САДЫКОВА:

      - В Послании президент, говоря о разделении государственной и частной медицины, назвал объекты здравоохранения учреждениями, что дало повод некоторым медикам интерпретировать это по-своему, так, как им выгодно. Руководителям, которые возглавляют государственные казенные предприятия, выгодно услышать, что раз "учреждение", то, значит, это не государственное казенное предприятие. Мы, мол, не учреждение, учреждениями называются те организации, которые полностью находятся на гособеспечении. Это социальные объекты: онкология, психиатрия, центры СПИД, наркология и т. д. Но под словом "учреждение" президент имел в виду обобщающее понятие зданий, организаций, оказывающих медицинскую помощь населению, и он не стал их называть государственными казенными предприятиями, а назвал просто учреждениями. Очень хочется, чтобы не передергивали сказанное и не видели в этом слове уловку для получения выгоды.
      - Говорят, со стороны руководителей уже последовали конкретные действия.
      - Да они просто стали выгонять из государственных казенных предприятий частные аптечные киоски. А ведь те платили арендную плату, затратили средства на постройку киоска, надеялись, что договор будет выполняться. Теперь опять получается, что негосударственники оказались крайними. Ведь не о них речь шла. Речь шла о государственных казенных предприятиях. Частники и так оказывают платные услуги, имеют свой кассовый аппарат, отчисляют налоги государству, трудоустраивают специалистов. Только по городу Алматы более 500 юридических лиц, которые обеспечивают рабочими местами около трех тысяч медицинских работников. Сегодня нужно провести ревизию во всех медучреждениях и сделать вывод, какие из них оставить казенными государственными предприятиями, а какие перевести в статус учреждений.
      Сегодня можно смело говорить, что оказываемые платные услуги на базе казенных государственных предприятий не додают налогов и платежей государству только потому, что они пользуются площадями за ту же стоимость, что и для государственных учреждений. Сами оказывают платные услуги, но за аренду платят так же, как госструктуры, оборудованием пользуются государственным, а за его амортизацию не платят. Кровати, мебель, все что там находится - тоже все куплено за государственные деньги. Конечно, стоимость медицинских услуг у них будет ниже, чем в частных структурах, которые создаются с нуля.
      Таким образом, поставлены в неравные условия частники и те, кто сейчас паразитирует на базе государственных казенных предприятий. Они должны быть равными партнерами. Они лечат один и тот же народ. И те, и другие учились в одних учебных заведениях и получили одинаковые знания по единой системе образования. Психология же у госчиновников не изменилась, они до сих пор медиков делят на наших и не наших, как будто бы негосударственный сектор здравоохранения направлен против государственного.
      - В чем это выражается?
      - К примеру, говорят государственным предприятиям, чтобы те быстрее принимали участие в тендере, а то придут частники и победят. Все это, конечно, у них вырывается случайно, но мы-то слышим это.
      Простой пример: обучать специалистов на базе государственного института усовершенствования врачей частникам гораздо сложнее, чем госструктурам. Если для врача из госучреждения обучение будет стоить 8 тысяч, то для врача из частной клиники эти же занятия обойдутся в 30-40 тысяч тенге. Спрашивается, почему? Та же база, те же педагоги, одна методика преподавания, а врачи поставлены в неравные условия. В итоге эта нагрузка опять ложится на карман пациента.
      Если у пациента, лечащегося в госучреждении, после лечения наступило осложнение, то это воспринимается нормально, если же, не дай Бог, такое случилось в частной клинике - это уже ЧП. Могут отобрать лицензию, создают комиссии, ажиотаж неимоверный. Но это происходит во всех больницах - а отношение к этому разное. А ведь очень часто один и тот же врач совмещает работу в государственной и частной структуре, но понятно, что его квалификация, профессионализм остаются одинаковыми и в том, и в другом учреждении.
      - Говорят, что в частной медицине работают те, кто не смог удержаться в государственной. Это так?
      - Наоборот, это сильные и смелые специалисты, которые уверены, что смогут справиться и с тяжелыми формами заболевания. Они знают, что рискуют, потому что спрос с них намного больше, чем в государственных структурах. Конечно, есть и такие, кто подрывает авторитет частных врачей. Когда на первом плане стоит решение финансовых проблем: накормить семью, одеть детей и т. д. Из-за отсутствия поддержки со стороны государства врач бывает вынужден открыть частную фирму и оказывать услуги на старом оборудовании, в плохих условиях, есть и такие. Но это от нищеты.
      На последней коллегии горздрава его руководитель Василий Девятко сказал, что отмечается тенденция дефицита квалифицированных кадров в государственной системе здравоохранения. Они уходят в частные структуры, потому что частники сегодня стали покупать более современное оборудование, подняли дизайн в лечебных учреждениях и сервисные условия. Применяют новые технологии лечения, ездят на учебу на лучшие базы СНГ и за рубеж. Они сейчас больше денег вкладывают в оборудование, в образование. Бытует мнение, что частники гребут деньги, работают только ради этого. Да, был такой период. Сейчас ситуация изменилась.
      Необходимо говорить о совместной работе в реформировании здравоохранения при участии представителей общественных врачебных объединений. За рубежом такой опыт есть, и положительный, когда нормативно-правовую базу разрабатывают врачебные ассоциации. Если разрабатывает министерство, то тоже привлекаются ассоциации. В момент разработки проекта утрясаются различные нестыковки. А когда минздрав уже разработал, принял, в минюсте зарегистрировал, и мы постфактум узнаем о появлении какого-то документа, уже трудно что-то исправить. Если бы шла совместная работа, этого бы не было. И минздраву было бы легче, и ассоциации почувствовали бы свою нужность.
      Может наступить момент, когда в людях, работающих в ассоциациях, будет убита вся инициатива на корню. Они хотят помочь, но, разочаровавшись, могут уйти. А ведь не так много таких людей, кто согласен на общественных началах делать свой интеллектуальный и материальный вклад в общее дело.

Беседовала Лариса ЧЕРНЕНКО


Миссия невыполнима?

      C октября 2001 г. в республике осуществлялся проект по йодированию соли и обогащению муки железом (фортификация). На этой неделе представители правительства, парламента, минздрава и НПО подвели итоги этой деятельности и обозначили перспективы на будущее.

      Этот проект был инициирован правительствами шести среднеазитских стран при поддержке Азиатского банка развития и фонда ЮНИСЕФ. Финансирование же осуществило правительство Японии через фонд по снижению бедности, который потратил на эти цели почти 1,226 млн. долларов. Взяться за реализацию этого проекта наших чиновников и медиков побудила страшная статистика. Нехватка йода и железа привели к резкому ослаблению здоровья большей части населения. Большинство матерей, особенно в сельской местности, страдают анемиями, нехватка йода у детей приводит к умственной отсталости и задержке физического развития. Масштабы трагедии приняли такой размах, что медики заговорили о спасении нации. Был найден самый простой и дешевый способ, давно опробованный во всем мире - фортификация продуктов, доступных даже для самых бедных слоев населения.
      Три года работы по проекту показали, что люди стали больше знать о необходимости применения обогащенных минералами соли и муки. За это время была подготовлена вся необходимая законодательная база и принят закон "О профилактике йододефицитных заболеваний в РК", в результате сейчас две трети соли, продаваемой в Казахстане, йодируется. Однако с мукой - сложнее. Сначала потребовалось оснащение мукомольных предприятий специальным оборудованием, затем - отмена таможенных пошлин на это оборудование. С этим худо-бедно справились. Но когда производство фортифицированной муки все же наладили, она не нашла спроса у населения, при том, что стоит столько же, сколько обычная.
      "Если бы обогащенная мука пользовалась спросом, мы могли бы значительно увеличить объемы ее производства. Технические возможности для этого есть,- говорит президент Союза хлебопеков и зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган. - Нет механизма ее поставки в пилотные регионы. Существуют также проблемы по контролю качества этой муки и ее сертификации". Осталось также неясным, как в итоге применение фортифицированных продуктов реально повлияло на здоровье казахстанцев. Неизвестно также, будем ли мы и дальше употреблять эти продукты.
      Японское правительство свою миссию выполнило, предоставив нам оборудование и все необходимое для осуществления проекта. Теперь же эту задачу должно взять на себя государство. Пока же массовый переход производств на изготовление фортифицированных продуктов невозможен, так как они не готовы к этому технически. "Если мы сегодня не определим источники финансирования этой программы на перспективу, - подытожил Е. Ган,- то она дальше не пойдет. Либо придется повышать цены на муку и изделия из нее, а это населением воспримется негативно". Правительство пока эту проблему не обсуждало. А участники "круглого стола" выразили надежду, что Азиатский банк развития и японский фонд продолжат финансирование проекта.

Елена ВЛАДИМИРСКАЯ


Дело о вакцине

      В Казахстане продолжают выявляться все новые случаи осложнений у детей, вызванные прививками БЦЖ. Врачи, складывая с себя ответственность, обещают, что эпидемия продлится еще, по крайней мере, полгода. Между тем 15 апреля был наложен запрет на ее применение в Казахстане и послана нота правительству Сербии. Сейчас штаммы вакцины проходят экспертизу в России в Государственном институте вакцин и сывороток им. Тарасевича.

      Похоже, что теперь родительницы могут поставить под вопрос и безопасность вакцинации в родильных домах.
В стране сербской вакциной БЦЖ привито 214 607 детей. Число новорожденных, у которых выявлены осложнения от этой прививки, растет с каждым днем. На 15 апреля их число составило 583. По словам врачей, эта цифра будет расти еще по крайней мере полгода - осложнения могут проявиться в течение шести месяцев с момента вакцинации. А последний раз вакцина была введена 14 февраля.
      Поствакцинальные осложнения, по большей части выражающиеся в лимфаденитах у детей и вызванные сербской вакциной БЦЖ, врачи объясняют персональной реакцией организма ребенка на прививку. "Каждая вакцина имеет свои особенности, - говорит вице-министр здравоохранения Сауле Диканбаева. - Эта вакцина прошла соответствующую регистрацию в минздраве. Другое дело - какова активность той или иной серии вакцины, как организм человека, новорожденного ребенка в частности, реагирует на введение этой вакцины. Ответная реакция на введение БЦЖ зависит от способности организма выработать иммунитет".
      Кроме того, подобная реакция объясняется еще и особыми свойствами штамма вакцины: у ранее применявшейся российской они слабее, чем у новой сербской. Однако при использовании вакцины БЦЖ производства Российской Федерации осложнения выявлялись лишь в 10-15 случаях в год! По сравнению с нынешними 583 случаями это почти ничего.
      Интересно, что данная вакцина применяется во многих странах мира: Южная Корея, Молдова, Австралия, Словения, Чехия, Югославия, прибалтийские страны. И там осложнения после вакцинации также имеют место. Но в пределах "допустимых 4% поствакцинальных осложнений".
      Возникает вполне резонный вопрос: если медики, регистрируя эту вакцину, знали о возможных 4 процентах осложнений после ее применения и рассматривали возможность ее закупки как более дешевой (18,2 тенге), чем российская (24,9 тенге), почему не брали во внимание количество осложнений от вакцины производства РФ? Неужели шесть тенге, которые выиграло наше государство, важнее, чем здоровье собственного подрастающего поколения? И неужели дешевле лечить младенцев после осложнений, чем вакцинировать их продукцией россиян? Ведь осложнения могут быть самые разные: это и холодные абсцессы, и язвы - локальные реакции на месте введения вакцины БЦЖ, и лимфаденит. Как отразятся нынешние осложнения в будущем? Предсказать не берется никто.

Нурлан ИСКАКОВ, Астана

Hosted by uCoz